11) Дистрибутивные каналы и сети.
Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время с наименьшими затратами. Поскольку в этой функциональной области прослеживается тесная связь с маркетингом (маркетинг занимается выявлением и стимулированием спроса, распределительная логистика удовлетворяет сформированный маркетингом спрос), то распределительная логистика и маркетинг оперируют одними и теми же понятиями. Продукция фирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным и промежуточным потребителям по определенным дистрибутивным каналам (каналам распределения), которые в совокупности o6pазуют дистрибутивную (распределительную) сеть предприятия. По определению Американской ассоциации маркетинга (ААМ) «дистрибутивный канал — это структура внутрифирменных организационных единиц и (или) внефирменных агентов и дилеров, оптовиков и ритейлеров (розничных торговцев), через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок».
Выбор канала распределения продукции – сложное управленческое решение, поскольку выбранные каналы самым непосредственным образом влияют на все другие решения в сфере логистики.
Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий дистрибутивный канал. В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины.
Дистрибутивный канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество различных посредников, включающее в себя все логистические цепи и их участники, проводящие материальные потоки готовой продукции одного наименования (или ассортимента), а также сопутствующий сервис от фирмы-производителя до конечных или промежуточных потребителей.
Задачи, решаемые при проектировании дистрибутивных каналов:
- Построение организационной структуры каналов и сетей распределения;
- Определение места расположения распределительных центров (баз, складов) в каналах распределения
- Транспортировка продукции, возвращаемой тары, упаковки и отходов;
- Складирование, хранение и переработка продукции в системах складирования;
- Управление запасами, консолидация и расконсолидация продукции;
- Передача прав собственности, владения и распоряжения продукцией от одного физ или юр лица другому;
- Обеспечение сохранности и защиты продукции, страхование рисков;
- Разработка и поддержание стандартов обслуживания потребителей;
- Ценообразование;
- Мониторинг и информационная поддержка функции распределения;
- Финансирование (поиск и использование средств для покрытия затрат на обеспечение функционирования канала распределения);
- Принятие риска, т.е. ответственности за эффективность функционирования канала распределения.
Уровень канала распределения – это посредник (логистический провайдер), выполняющий определенные функции по перемещению продукции и передаче права собственности на нее очередному посреднику в направлении конечного потребителя продукции.
Канал прямого распределения (или канал нулевого уровня) – канал распределения продукции, в котором отсутствуют промежуточные звенья: канал состоит в общем случае из продавца и покупателя, т.е. производитель напрямую реализует свою продукцию конечному потребителю.
Одноуровневый канал включает одного посредника, двухуровневый состоит из двух посредников и т.д.
Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть предприятия. Виды дистрибутивных каналов и структура сети зависит:
- от стратегических и тактических целей и задач предприятия на рынке сбыта готовой продукции;
- от логистической стратегии предприятия;
- от видов и параметров материальных (сервисных) потоков;
-от продуктовых атрибутов и ряда других факторов.
Структуру дистрибутивных каналов и сетей, а также решения логистического управления в распределении во многом определяют две базисные концепции фирмы – производителя готовой продукции: специализация и ассортимент.
Специализация имеет фундаментальное значение для политики распределения. Специализация на определенных логистических функциях позволяет внутрифирменным или привлеченным исполнителям выполнить их наилучшим образом. Когда фирма специализируется на совершении определенной функции в распределении, она развивает масштаб и охват специфических функций для достижения операционной экономии. Специализацию считают своего рода надстройки продуктового ассортимента.
Концепция продуктового ассортимента заключается в создании и позиционировании так называемого продуктового микса, требуемого конкретными потребителями. С точки зрения фирменного стратегического позиционирования на рынке товары должны быть сконцентрированы, отсортированы и распределены в определенных местах (точках) дистрибутивных каналов. Ассортиментный процесс включает 3 основных этапа: концентрацию, кастомизацию и рассеивание.
Концентрация (или консолидация) представляет собой сбор больших количеств одного продукта или нескольких различных продуктов таким образом, чтобы они немедленно могли быть проданы (распределены) группой (пример- консолидированный склад производителя). Вторым этапом установления ассортимента явл кастомизация – процесс сортировки и группирования продуктов в уникальные комбинации. Результатом кастомизации явл такие продуктовые комбинации, которые удовлетворяют специфические запросы потребителя. Конечным этапом ассортиментного процесса явл рассеивание, которое заключается в отправке уникальных ассортиментных групп готовой продукции потребителям в заданное время и место.
Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно классифицировать по нескольким признакам. По числу торговых точек различают:
- экстенсивное распределение – продукция размещается и продается в тех торговых точках (магазинах, на заправочных станциях, в мастерских) , владельцы которых дали согласие на продажу;
- интенсивное распределение – производитель стремится обеспечить наличие своей продукции в максимально возможном числе торговых точек.
- эксклюзивное (исключительное) распределение – производитель предоставляет эксклюзивные права на распределение продукции на определенной территории ограниченному числу торговых предприятий, а иногда и единственному продавцу.
- селективное (выборочное) распределение – производитель сотрудничает с ограниченным количеством торговых предприятий, желающих осуществлять продажу данного вида продукции.
По структурно-организационному признаку различают горизонтальную и вертикальную системы распределения.
Горизонтальная система распределения- схема построения канала распределения, в которой два или более независимых предприятия объединяют свои ресурсы для продвижения продукции. Каждое предприятие в отдельности не имеет возможности воспользоваться каналами распределения.
Вертикальная система распределения – это такая структура канала распределения, в которой производители, оптовые и розничные торговые предприятия функционируют как единая система.
В соответствии с формами сотрудничества выделяют корпоративную и договорную вертикальные системы распределения.
Корпоративная вертикальная система распределения – предприятия, функционирующие на последовательных стадиях движения продукции, находятся в едином владении.
Договорная вертикальная система распределения – независимые предприятия, выполняющие функции по производству и распределению продукции, объединяют свои усилия на основе договора для совместного достижения экономии и больших результатов продаж, чем они могли бы достичь в одиночку.
По признаку прямолинейности (т.е. по количеству звеньев вертикального канала распределения) различают:
- прямую дистрибьюцию (производитель осуществляет продвижение и продажу готовой продукции в основном непосредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж);
- непрямую дистрибьюцию (товары поступают потребителям через систему посредников – оптовых и розничных торговцев, агентов, дилеров и т.п.).
- 3.Концепция и принципы логистики.
- 5. Понятие материального потока
- 6. Сущность закупочной логистики
- 7. Задача выбора поставщика
- 8. Задачи закупочной логистики
- 9. Понятие производственной логистики
- 10. Традиционная и логистическая концепции организации производства
- 11. Понятие распределительной логистики
- 12. Задачи распределительной логистики
- 13. Вертикальные и горизонтальные системы распределения
- 14Сущность и задачи транспортной логистики
- 15Выбор вида транспортного средства
- 16Информационные потоки в логистике
- 17Информационные системы в логистике
- 18.Финансовые потоки в логистике
- 19. Понятие материального запаса
- 20. Виды материальных запасов
- 21. Складирование в логистике
- 22. Функции складов
- 23.Грузопереработка
- 24.Понятие и система лог сервиса
- 25.Задачи и принципы лог сервиса
- 26.Организационные аспекты лог менеджмента
- 27. Методы и приемы логистического анализа
- 28. Основные стадии логистической стратегии предприятия
- 29. Посредники в глобальной логистике
- 30. Таможенная логистика
- 1.Экономический эффект от использования логистики
- 7.Метод авс-анализа в закупочной логистике
- 8.Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике
- 9.Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве
- 10.Микрологистическая концепция канбан
- 11) Дистрибутивные каналы и сети.
- 12) Логистические посредники в распределении
- 13)Транспортные тарифы и правила их применения
- 14)Методика составления рациональных маршрутов при расчётах вручную
- 15)Транспортная экспедиция
- Применение сканирования штриховых кодов в логистике
- 17)Информационные технологии в логистике
- 18)Общая характеристика систем контроля состояния запасов
- 19)Нормирование запасов
- 20) Определение размера заказываемой партии для пополнения запаса
- 21. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания
- 22.Роль тары и упаковки
- 23.Уровень логистического сервиса
- 24.Определение оптимального объёма уровня лог сервиса
- 25.Качественные показатели уровня лог сервиса
- 26. Логистическое стратегическое планирование
- 27. Логистический анализ
- 28. Роль глобализации экономики в развитии логистических систем
- 29. Основные положения «Инкотермс-2000»
- 30. Глобальные логистические системы