logo
Ответы на ГОСы

13. 2. Понятие политические технологии. «Чистые» и «грязные» политические технологии.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

Технологии делят на «грязные» и «чистые». Под грязными технологиями обычно подразумевают негативную агитацию (то есть, не ЗА данного политика, а ПРОТИВ оппонента). Это самый популярный вид агитации в наше время. Ищется компромат, либо же просто придумываются утверждения, которые для народа близки к правде, с антирекламой оппонента (например, «За время Петиного правления снизились зарплаты, пенсии, стало хуже жить»). Чистые же технологии заключаются зачастую просто в белом пиаре кандидата.

Чаще всего под "грязными технологиями" подразумевается негативная агитация, действия, направленные на агитацию не "за", а "против". К грязным политическим технологиям можно отнести: подделку подписных листов, подкуп избирателей, технологии запугивания, ОПУБЛИКОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ, КОМПРОМЕТИРУЮЩИХ КАНДИДАТОВ (КОМПРОМАТ), "растаскивания голосов" - выдвижение кандидатов с целью оттянуть часть голосов конкурента, расколоть его электоральную базу, достигаемая посредством увеличения числа кандидатов при подборе таких лиц, которые имели бы сходные с кандидатом-конкурентом характеристики и/или пересекающиеся электоральные базы - считается безупречной с точки зрения законодательства, Среди "организационных" технологий следует отметить направленные на срыв встреч конкурента с избирателями и других его мероприятий, осуществляемые, например, посредством "натравливания" разозленных избирателей (пенсионеров и т.д.) на конкурента. Особое место занимают "грязные технологии", направленные на повышение собственной популярности, применяемые с целью вызвать сочувствие к "обвиненному" и негативное отношение к его конкурентам, "играющим грязно". В их числе: • имитация покушений (т.н. "самострелы"); • распространение ложных сообщений об угрозах кандидату; • распространение ложных сообщений об установке прослушивающих устройств в офисе, квартире кандидата; • распространение ложных сообщений о поддержке кандидата популярным у избирателей округа лицом (например, Е.Примаковым); • распространение ложных сообщений о принадлежности кандидата к популярной у избирателей округа организации (например, КПРФ); • распространение агитматериалов против кандидата с очевидно нелепыми обвинениями в его адрес.