5.1. Основные понятия маркетинга
В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что означает «рынок». Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Маркетинг согласно его широкому пониманию – это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются.
В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Концепция маркетинга
Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов.
Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке (см. раздел 4). Часто говорят, что главная задача маркетинга – найти потребность и удовлетворить ее.
Желание – это потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иногда оно называется конкретизированной потребностью.
Спрос – желание, конкретная потребность подкреплены покупательной способностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.
Продукт – все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.
Обмен – акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен.
Сделка – торговая операция между двумя сторонами, включающая по крайней мере два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Существуют два вида сделок: денежная сделка, когда продукты обмениваются за деньги, и бартерная сделка. Сделка предполагает выполнение следующих условий: наличие по крайней мере двух продуктов, представляющих интерес для взаимного обмена; согласованных условий, времени и места ее совершения.
Рынок в маркетинговом понимании – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена.
Итак, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.
Поясним содержание концепции маркетинга путем рассмотрения его принципов.
Можно выделить следующие общие принципы маркетинга:
1. Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.
3. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.
- 5.2 Управление маркетингом
- 5.5 Виды маркетинга
- 5.6 Маркетинговая среда и ее структура
- 17.2. Классификация и типология рекламы
- 17.3 Характеристика печатно-полиграфической рекламы
- 17.5 Характеристика прямой почтовой рекламы
- Авторские и смежные права как составная часть интеллектуальной собственности.
- Авторский договор как основа взаимоотношений между автором и пользователем.
- 13. 2. Понятие политические технологии. «Чистые» и «грязные» политические технологии.
- 13.3. Имиджелогия в сфере политического маркетинга
- 13. 4. Организация и планирование избирательной кампании
- 14. Организация и планирование рекламной деятельности
- 14.1 Реклама как особый вид деятельности. Особенности рекламной деятельности. Общая характеристика рд. Сфера рекламной деятельности. Участники рд, их характеристика и функции.
- 14. 2. Рекламный менеджмент и его функции
- 6.1 Pr в системе маркетинговых коммуникаций
- 6. 2 Функции и задачи pr-специалистов
- 6. 3) Использование средств коммуникации в pr. Методы и приемы pr
- 6.4 Организация и планирование pr-деятельности
- 7.1 Технологии производства телевизионной и аудиовизуальной рекламы
- 7.2 Основные технологии производства рекламной полиграфии
- 7.3) Особенности производства радиорекламы
- 7.4 Наружная реклама: характеристика, особенности производства и размещения
- 7.5) Специфика производства Интернет-рекламы
- 12.1) Общая характеристика российского и регионального рынка рекламы
- 12.2) Характеристика рекламодателей, рекламных агентств и средств массовой информации на региональном рынке
- 12.3) Фирменный стиль: функции фирменного стиля, элементы фирменного стиля.
- 12.4) Товарный знак и логотип: требования к разработке и регистрации
- 12. 5) Маркетинговые коммуникации и их выбор для продвижения товаров и услуг. Основные и синтетические средства маркетинговых коммуникаций
- 12.6) Sp в системе маркетинговых коммуникаций
- 7) Dm в системе маркетинговых коммуникаций
- 17.1. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Современное наполнение термина «реклама». Экономические и внеэкономические цели рекламы. Аспекты изучения рекламы
- 4.1. Методика проведения деловых бесед и переговоров в сфере рекламы
- 4.2. Имидж рекламного менеджера. Этикет делового общения
- 5.1. Основные понятия маркетинга
- 2. Цели маркетинга и его виды
- 18.1 Реклама как средство психологического воздействия на потребителя. Методы воздействия рекламы на потребителя. Формула рекламного воздействия. Психологическая эффективность рекламы.
- Основные этапы развития рекламы. Понятие «проторекламы».
- 18.1.Реклама как средство воздействия на массовое сознание. Реклама и ценностные ориентации общества.
- 15.1 Основные творческие рекламные стратегии. Факторы, влияющие на выбор рекламной стратегии. Рекламная идея: ее сущность, роль в создании рекламного текста
- 1. Стратегии рационалистического типа
- 2. Стратегии проекционного (эмоционального) типа
- 3. Преимущества и недостатки рационалистических и проекционных стратегий
- 15.2. Креатив в рекламе. Технология исследования и создания рекламного образа
- Технологии креативной рекламы
- Критерии оценки идеи
- Рекламный образ
- 15.3. Структура рекламного текста. Общая характеристика элементов структуры рекламного текста
- 15.4 Языковые особенности рекламных текстов
- Создание образности
- Употребление глагола в форме императива
- Номинативные предложения
- Использование прилагательных и наречий
- Проблемы перевода рекламных текстов
- Слоган и заголовок в рекламном тексте
- 19. 1: Себестоимость услуг рекламного агентства. Калькуляция затрат на единицу услуги. Ценообразование в работе рекламных агентств и рекламных служб сми. Составление сметы затрат.
- 19. 2: Формы оплаты труда работников рекламного агентства
- 8.1 Системный дизайн Преимущества системного подхода к дизайну
- Дизайн одежды и аксессуары
- Графический дизайн
- Компьютерный дизайн
- 10.1. Медиапланирование как составляющая организации и планирования рекламной деятельности
- 10. 2. Основные понятия медиапланирования
- 10. 3. Этапы медиапланирования. Критерии выбора средств рекламы
- 3.1 Этапы медиапланирования
- 1 Этап – разработка рекламной кампании:
- 3.2 Критерии выбора средств рекламы
- 10.4. Документы, использующиеся в медиапланировании
- Пример медиа-брифа
- 10.5. Характеристика региональных средств размещения рекламы
- 16.1 Услуга как объект рекламы
- 16.2. Особенности рекламы услуг. Приемы материализации услуги в рекламе
- 5.10Концепции управления маркетингом
- Модель 4p
- Модель 7p
- Другие "р"
- Критика расширенных моделей комплекса маркетинга