16.2. Особенности рекламы услуг. Приемы материализации услуги в рекламе
Особенности рекламы услуг
Современный рынок, включающий как сферу производства товаров, так и услуги диктует особые условия позиционирования продуктов деятельности этих сфер. Оказание услуг – особая отрасль. Она занимает промежуточное место между производством и торговлей. Поэтому ей свойственны особенности рекламы, представляющей как осязаемые свойства услуги, выражающиеся в конечном продукте ее реализации, так и неосязаемые качества услуги – т.е. процесс взаимодействия со многими специалистами и субъектами рынка, который довольно сложно позиционировать в рекламных сообщениях, где акцент делается на сервис, многогранность и комплексность услуг.
Реклама услуг имеет свою специфику, отличающую ее от рекламы продовольственных и непродовольственных товаров, что обусловлено особенностями услуг, о которых мы говорили ранее. В качестве объектов рекламы услуг выступают деятельность по предоставлению услуг, перечень основных дополнительных услуг, конечные их результаты.
Широта охвата рекламой неодинакова для услуг разных однородных групп. Наиболее часто используют рекламу как информационный метод обеспечения конкурентоспособности следующие группы услуг: финансовых, страховых, инвестиционных, медицинских, туристических, торговых, охранных и др. Значительно меньше используется реклама в сфере жилищно-коммунальных услуг, других специфических услуг, что чаще всего объясняется недостатком финансовых средств для рекламы в СМИ у небольших предприятий, а также ограниченным сегментом потребителей. Исполнители таких услуг чаще прибегают к менее дорогим видам рекламы (рекламные издания, внутрифирменная реклама, Интернет-промоушн).
По видам рекламу услуг можно достаточно условно разделить на 4 группы:
1) сбытовая реклама объекта, предоставляющего услуги. В этом случае в рекламе акцент делается на имиджевые атрибуты компании услуг, визуальные особенности фирмы и основные направления деятельности;
2) сбытовая реклама самих услуг. В данной рекламе продвигаются услуги предприятия, делается акцент на уникальные торговые предложения как услуг, так и самого предприятия, предоставляются отличительные конкурентные преимущества и т.п.;
3) имиджевая реклама. Реклама, ориентированная на позиционирование предприятия услуг среди конкурентов и целевых аудиторий, а также на формирование и поддержание благоприятного имиджа у общественности;
4) спонсорская реклама характеризуется тем, что компании финансируют и поддерживают какие-либо общественно-значимые мероприятия, размещая при этом фирменную символику на рекламной продукции.
Приемы материализации услуги в рекламе
Реклама банков лишена возможности давать в качестве средства привлечения клиентов банковский продукт как таковой, из-за нематериальности банковских услуг.
Визуальная часть банковской рекламы обычно представлена разными предметами, в той или иной степени соотносящимися с материальными «заменителями» товара.
По значению и близости к изображаемому все визуальные символы можно разделить на три категории:
1. Имеющие прямое отношение к банковскому делу – люди или предметы, принимающие участие в процессе исполнения банком своей работы, также деньги, чеки, кредитные карты.
2. Имеющие отношение к бизнес-пространству, которое служит средой существования банковской и финансовой деятельности. К данной группе стимулов относятся предметы из непременной атрибутики бизнеса (офисное помещение, оргтехника, компьютеры, канцелярские принадлежности, средства связи, дорогие автомобили, деловая одежда, персонал фирмы, деловая часть большого города), а также люди – представители бизнеса (реальные или вымышленные).
3. Не имеющие прямого отношения к банковской деятельности или среде существования банка. К этой группе стимулов можно отвести любые другие предметы, отсутствующие в первых двух группах.
Изображения первых двух категорий используются, как правило, для подчеркивания реальных преимуществ банка. Это может быть иллюстрация самих преимуществ – солидности банка (здание банка), технической оснащенности (офисного помещение, оргтехника), прибыльности (деньги), количества оказываемых услуг (чеки, пластиковые карточки и т.д.). Также изображения могут демонстрировать результаты пользования услугами банка. В последнюю, третью, категорию входят изображения, не имеющие прямого отношения ни к банковской деятельности, ни к бизнесу в целом. Как правило, это изображения-символы, например, часы, ключи или другие предметы, подчеркивающие солидность, прибыльность банка, его стремление к успеху.
2.1Маркетинговые исследования: содержание и методология
Рекламные агентства и их клиенты пользуются результатами первичных и вторичных исследований, чтобы определить наиболее эффективные варианты маркетингового и рекламного выбора и оценить сильные и слабые стороны каждого из вариантов.
Исследование используют на всех этапах процесса планирования и развития рекламы. Оно дает агентству возможность лучше изучить рынок (ситуационный анализ), целевого потребителя (анализ целевой аудитории) и взаимоотношения потребителя и товара, что в свою очередь приводит к более выгодному позиционированию товара и формулировке основного рекламного обращения. С их помощью в результате исследования можно выбрать сильнейший из предложенных вариантов творческого исполнения (тестирование рекламы или коммуникации), оценить эффективность изготовленных рекламных роликов, разработать график размещения средств рекламы (исследование средств рекламы). Исследование также дает оценку эффективности решений, принятых в ходе процесса планирования (отслеживание рекламы), и обеспечивает обратную связь для внесения необходимых изменений.
Исследование дает агентствам и клиентам возможность принимать более эффективные решения по маркетинговым аспектам товара или услуги. Им пользуются для выбора наименования продукта, его упаковки и характеристик, а также для более глубокого понимания процесса распространения продукта и тенденций его продаж.
Агентства и клиенты являются основными конечными пользователями информации, полученной в результате исследования, значит, они задействованы на всех этапах процесса исследования. Агентства и клиенты вправе дополнительно привлечь любое количество компаний и частных лиц для самостоятельного исследования или оказания помощи в его проведении. Это могут быть поставщики заказной информации, специалисты по исследованиям, фирмы, осуществляющие синдицированные исследования, службы сбора данных, компании, занимающиеся обработкой данных и формированием выборки.
2.2 Объекты и виды исследований
Информация вторичных исследований — это информация, собранная и проанализированная другими лицами в своих целях, а не для удовлетворения актуальной для исследователя потребности в информации. В этом состоит отличие вторичных исследований от первичных. Первичные исследования, напротив, проводятся пользователем информации (или от его имени), чтобы удовлетворить конкретную потребность в информации. Вторичные исследования отличаются от первичных по двум критериям: лицу, планирующему и проводящему исследования, и обстоятельствам проведения исследований. Существует три вида применения результатов вторичных исследований в процессе принятия решений в области рекламы и маркетинга. Информация, полученная в ходе вторичных исследований, может непосредственно удовлетворять потребности рекламиста или маркетолога в информации, послужить основой для первичных исследований и использоваться при разработке анкеты.
У вторичных исследований есть два преимущества перед первичными. Вторичные исследования обычно более эффективны с точки зрения временных и финансовых затрат. Вторичным исследованиям присущи некоторые ограничения, связанные с наличием, адекватностью, точностью и достаточностью информации.
Информация вторичных исследований может поступать из внутренних и внешних источников. Внутренними источниками вторичных данных могут служить финансовый отдел, отдел маркетинга, сбыта и разработки продукции компании клиента или любые отделы рекламного агентства. Рекламные агентства и клиенты, как правило, обращаются к внутренним источникам вторичных данных, чтобы удовлетворять информационные потребности в сфере разработки товаров, отслеживания рынка, разработки новых товаров, рекламы и в ходе стратегического планирования. Внешними источниками называют источники, расположенные за пределами компании клиента или агентства. Информация из этих источников обычно используется, чтобы удовлетворить информационные нужды в четырех широких областях: маркетинг, реклама, потребитель и средства рекламы.
Существует великое множество внешних источников, где можно получить ответы на вопросы, удовлетворив потребности в информации. Первоисточниками внешних вторичных данных являются книги, периодические издания, газеты, коммерческие и некоммерческие организации, государственные структуры и частные предприятия.
Первичные исследования проводятся в случае, если результатов вторичных исследований не существует, либо они ненадежны или слишком дорого стоят. Качественные первичные исследования (обычно это личные интервью или работа в фокус-группах) больше всего соответствуют цели получения глубинной информации об отношениях и поведении потребителей и абсолютно подходят для того, "чтобы приблизиться к данным", увидеть и услышать, как респонденты выражают свои мысли собственными словами. Количественные исследования применяют, если требуется описать совокупности людей с помощью числовых показателей, с уверенностью обобщить и перенести результаты исследований на ту генеральную совокупность, из которой была извлечена выборка.
Существует три типа количественных исследований: наблюдение, физиологическое измерение и опрос. Наблюдение — это фиксация объектов, событий, ситуаций, поведения людей. Наблюдение происходит либо в естественной, либо в преднамеренно созданной ситуации. Физиологические исследования представляют собой непосредственное измерение психофизиологических реакций людей на стимул, такой как рекламное объявление. Сфера применения наблюдения распространяется на ситуации, в которых надежные данные нельзя получить, просто задав вопрос, или кода исследователь заинтересован в том, что происходит, а не в том, почему это происходит. С помощью физиологических исследований измеряются произвольная (движение глаз) и непроизвольная (биотоки мозга и кожно-гальваническая реакция) реакции. Изо всех методов физиологических исследований широким признанием пользуется только регистрация движений глаз. Опрос, наиболее широко распространенная форма количественных исследований, — это систематический сбор информации, получаемой от респондентов путем анкетирования. Опросы чаще всего проводятся по телефону, по почте или в ходе личных интервью. Также можно проводить электронные интерактивные опросы.
Сам по себе ни один из методов опроса не лучше другого. Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны, и каждый в большей или меньшей степени подходит для конкретных исследований. Сильные и слабые стороны каждого подхода к проведению конкретных исследований оцениваются по восьми критериям: стоимость, время, возможность контроля, характеристики выборки, точность, сложность темы и анкеты, продолжительность интервью и доля ответивших.
Доля ответивших — важный критерий оценки качества данных опроса. Высокая доля ответивших и, соответственно, низкая доля не ответивших обычно свидетельствуют об отсутствии значительных расхождений во мнениях среди тех, кто ответил, и тех, кто не ответил на вопросы интервью. Следовательно, при отсутствии других методологических проблем исследователь может с уверенностью применять данные и полученные результаты к исследуемой проблеме. Низкая доля ответивших и, соответственно, высокая доля не ответивших обычно указывают на серьезные недостатки, связанные с источником данных, и значительно ограничивают возможность обобщения результатов исследований на всю выборку населения. Долю ответивших можно увеличить, предприняв действия, направленные на сокращение доли отказов и на опрос отсутствующих в данный момент дома респондентов.
Рекламисты проводят эксперименты для того, чтобы определить, каким образом различные действия (независимые переменные) отражаются на отношении, мнении и поведении потребителей (зависимые переменные). Эксперименты помогают им найти ответы на вопросы, касающиеся внедрения нового товара, его упаковки, содержания рекламы, набора средств рекламы и затрат на рекламу. Эксперименты можно классифицировать по уровню реальности экспериментальной обстановки и окружения. Лабораторные эксперименты характеризуются низким уровнем реализма. Их преимущества заключаются в относительно высоком уровне контроля, а недостатки — в относительно низком уровне обобщаемости. Обычно они довольно широко используются при оценке дизайна упаковки, уровня цен, товарных предпочтений (например оценке вкуса) и оценке рекламы. Полевые эксперименты отличаются высоким уровнем реализма. Им также присущ высокий уровень обобщаемости, но при их проведении возможно возникновение угроз для внутренней валидности.
Процесс отбора предполагает извлечение и изучение выборочной совокупности для получения выводов о более широкой генеральной совокупности. Хорошо составленная выборка является эффективной и дает возможность сделать достоверные обобщения на генеральную совокупность.
Любая выборка начинается с определения целевой генеральной совокупности — группы элементов, о которой требуется сделать выводы или обобщения. Четко определенная целевая совокупность недвусмысленно описывает группу, представляющую интерес, и четко дифференцирует объекты или участников, представляющих интерес, от тех, кто интереса не представляет.
Затем следует определение метода отбора. Предпочтение случайному или неслучайному отбору отдается на основе информационных потребностей, обусловивших проведение исследований, а также с учетом времени и средств, выделенных на проведение исследований. Если используется случайный отбор, отдельное лицо, домохозяйство или объект, входящие в генеральную совокупность, из которой извлекается выборка, имеют известный шанс или вероятность быть выбранными для исследования. Элементы выборки отбираются исключительно случайным образом. Если используется неслучайный отбор, элементы из генеральной совокупности отбираются менее случайным, часто целенаправленным образом.
Качественное рекламное исследование предполагает интенсивное наблюдение и интервьюирование небольшого количества лиц с целью получения подробной полной картины их установок, мнений, мотивации и образа жизни. Цель качественного исследования — помочь понять, почему люди действуют именно так, а не получить количественное описание того, что люди делают.
Качественное исследование имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с количественным исследованием. Среди преимуществ — глубина предоставляемой информации, возможность "приблизиться к данным", наблюдая непосредственно респондентов, и высокая окупаемость финансовых и временных затрат. Недостатки связаны с проблематичностью обобщения и переноса, отсутствием числовых итогов и большей вероятностью предвзятого толкования результатов. (Фокус-группы)
Количественные исследования (Анкетирование)
2.3 Планирование исследований в рекламе
Целью исследования является предоставление информации, которая бы дала возможность сотрудникам рекламного агентства и клиенту принимать обоснованные и, следовательно, более эффективные решения. Вероятность достижения этой цели возрастает, если решение планируется и воплощается в жизнь последовательно.
Последовательный метод проведения исследования предполагает целый ряд шагов, предпринимаемых в рамках трех основных этапов планирования.
Первый этап: предварительное обсуждение и согласование. Закладывает основы исследования. Завершается постановкой проблемы. Постановка — результат предпринятых на этапе планирования шагов — дает описание проблемы или возможности, с которой столкнулось агентство или клиент, и которая обусловила проведение исследования; объясняет, почему исследование необходимо для получения информации, которая требуется для решения проблемы или извлечения выгоды из представившейся возможности; точно устанавливает потребности руководства в конкретной информации.
Второй этап процесса планирования исследования: планирование и сбор данных. Предполагает планирование и проведение исследования. На этом этапе определяется соответствующий тип исследования; освещаются вопросы формирования выборки и сбора данных; составляется смета, устанавливается график выполнения исследования. Происходит подготовка плана исследования, ознакомление с ним и его утверждение; составляются анкеты и другие вспомогательные материалы; собираются данные; данные подготавливаются к анализу.
Третий этап процесса исследования: применение. Концентрируется на полученных выводах и их влиянии на принятие решений. Анализ данных, представление результатов, их применение в ходе принятия решений — вот конкретные виды деятельности, осуществляемые на этом этапе.
- 5.2 Управление маркетингом
- 5.5 Виды маркетинга
- 5.6 Маркетинговая среда и ее структура
- 17.2. Классификация и типология рекламы
- 17.3 Характеристика печатно-полиграфической рекламы
- 17.5 Характеристика прямой почтовой рекламы
- Авторские и смежные права как составная часть интеллектуальной собственности.
- Авторский договор как основа взаимоотношений между автором и пользователем.
- 13. 2. Понятие политические технологии. «Чистые» и «грязные» политические технологии.
- 13.3. Имиджелогия в сфере политического маркетинга
- 13. 4. Организация и планирование избирательной кампании
- 14. Организация и планирование рекламной деятельности
- 14.1 Реклама как особый вид деятельности. Особенности рекламной деятельности. Общая характеристика рд. Сфера рекламной деятельности. Участники рд, их характеристика и функции.
- 14. 2. Рекламный менеджмент и его функции
- 6.1 Pr в системе маркетинговых коммуникаций
- 6. 2 Функции и задачи pr-специалистов
- 6. 3) Использование средств коммуникации в pr. Методы и приемы pr
- 6.4 Организация и планирование pr-деятельности
- 7.1 Технологии производства телевизионной и аудиовизуальной рекламы
- 7.2 Основные технологии производства рекламной полиграфии
- 7.3) Особенности производства радиорекламы
- 7.4 Наружная реклама: характеристика, особенности производства и размещения
- 7.5) Специфика производства Интернет-рекламы
- 12.1) Общая характеристика российского и регионального рынка рекламы
- 12.2) Характеристика рекламодателей, рекламных агентств и средств массовой информации на региональном рынке
- 12.3) Фирменный стиль: функции фирменного стиля, элементы фирменного стиля.
- 12.4) Товарный знак и логотип: требования к разработке и регистрации
- 12. 5) Маркетинговые коммуникации и их выбор для продвижения товаров и услуг. Основные и синтетические средства маркетинговых коммуникаций
- 12.6) Sp в системе маркетинговых коммуникаций
- 7) Dm в системе маркетинговых коммуникаций
- 17.1. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Современное наполнение термина «реклама». Экономические и внеэкономические цели рекламы. Аспекты изучения рекламы
- 4.1. Методика проведения деловых бесед и переговоров в сфере рекламы
- 4.2. Имидж рекламного менеджера. Этикет делового общения
- 5.1. Основные понятия маркетинга
- 2. Цели маркетинга и его виды
- 18.1 Реклама как средство психологического воздействия на потребителя. Методы воздействия рекламы на потребителя. Формула рекламного воздействия. Психологическая эффективность рекламы.
- Основные этапы развития рекламы. Понятие «проторекламы».
- 18.1.Реклама как средство воздействия на массовое сознание. Реклама и ценностные ориентации общества.
- 15.1 Основные творческие рекламные стратегии. Факторы, влияющие на выбор рекламной стратегии. Рекламная идея: ее сущность, роль в создании рекламного текста
- 1. Стратегии рационалистического типа
- 2. Стратегии проекционного (эмоционального) типа
- 3. Преимущества и недостатки рационалистических и проекционных стратегий
- 15.2. Креатив в рекламе. Технология исследования и создания рекламного образа
- Технологии креативной рекламы
- Критерии оценки идеи
- Рекламный образ
- 15.3. Структура рекламного текста. Общая характеристика элементов структуры рекламного текста
- 15.4 Языковые особенности рекламных текстов
- Создание образности
- Употребление глагола в форме императива
- Номинативные предложения
- Использование прилагательных и наречий
- Проблемы перевода рекламных текстов
- Слоган и заголовок в рекламном тексте
- 19. 1: Себестоимость услуг рекламного агентства. Калькуляция затрат на единицу услуги. Ценообразование в работе рекламных агентств и рекламных служб сми. Составление сметы затрат.
- 19. 2: Формы оплаты труда работников рекламного агентства
- 8.1 Системный дизайн Преимущества системного подхода к дизайну
- Дизайн одежды и аксессуары
- Графический дизайн
- Компьютерный дизайн
- 10.1. Медиапланирование как составляющая организации и планирования рекламной деятельности
- 10. 2. Основные понятия медиапланирования
- 10. 3. Этапы медиапланирования. Критерии выбора средств рекламы
- 3.1 Этапы медиапланирования
- 1 Этап – разработка рекламной кампании:
- 3.2 Критерии выбора средств рекламы
- 10.4. Документы, использующиеся в медиапланировании
- Пример медиа-брифа
- 10.5. Характеристика региональных средств размещения рекламы
- 16.1 Услуга как объект рекламы
- 16.2. Особенности рекламы услуг. Приемы материализации услуги в рекламе
- 5.10Концепции управления маркетингом
- Модель 4p
- Модель 7p
- Другие "р"
- Критика расширенных моделей комплекса маркетинга