Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли. Экономия денежных средств при закупке и продаже товаров
Финансовое обеспечение коммерческой деятельности – финансирование коммерческой деятельности.
В условиях рыночной конкуренции залогом устойчивого развития предприятия является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение предприятия основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для эффективного ведения коммерческой деятельности.
Финансовые ресурсы предприятий торговли – это результаты функционирования финансов, выступающие в качестве денежных доходов и поступлений средств. Финансы торговли – это система экономических отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование денежных средств.
Финансовые ресурсы предприятий торговли предназначены для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат и экономического стимулирования персонала.
По экономическому назначению различают финансовые ресурсы, обеспечивающие следующие направления деятельности предприятия: основную хозяйственную деятельность, воспроизводство основных фондов, материальное поощрение персонала, социальное развитие предприятия.
Источниками формирования финансовых ресурсов торгового предприятия являются: собственные и приравненные к ним средства (прибыль, амортизационные отчисления, внереализационные доходы и пр.); заемные средства (кредиты и займы банков и других предприятия и организаций); привлеченные источники (средства от продажи собственных ценных бумаг; паевые и иные взносы физических и юридических лиц; финансирование из бюджета и внебюджетных фондов).
Собственные средства предприятия торговли – это финансовые ресурсы, принадлежащие ему на правах собственности и являющиеся экономической основой торгово-хозяйственной деятельности. Они направляются на обеспечение потребности в основных и оборотных средствах предприятия.
Собственные финансовые средства, используемые на образование основных и оборотных средств, характеризуют собственный капитал. Собственный капитал торгового предприятия представляет собой финансовые средства, принадлежащие ему на правах собственности и используемые для формирования определенной части его активов.
Собственный капитал предприятия торговли формируется за счет следующих источников денежных средств: первоначального капитала, предоставленного собственником (уставный капитал); прочих взносов юридических и физических лиц целевое финансирование, взносы и пожертвования); резервов, накопленных предприятием (резервный капитал, добавочный капитал, накопленная прибыль).
Уставный капитал характеризует первоначальную сумму собственного капитала, направленную на создание предприятия и начало хозяйственной деятельности. Его размер отражается в сумме, зарегистрированной в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинально стоимости, паевых взносов) учредителей. Уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый торговому предприятию для его торгово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. (Минимальный размер уставного капитала ООО составляет 100 МРОТ на дату государственной регистрации общества, ОАО – не менее 1000 МРОТ, а для ЗАО – не менее 100 МРОТ).
Резервный капитал – это зарезервированная часть собственного капитала предприятия, используемая на следующие цели: на покрытие убытков от торгово-хозяйственной деятельности; для погашения облигаций акционерного общества; на выкуп акций акционерного общества; на выплату дивидендов на акции, принадлежащие собственникам, и в первую очередь привилегированные акции.
Добавочный капитал – это увеличение стоимости активов предприятия (основных и оборотных средств) за счет появления новых либо возрастания учетной стоимости имеющихся активов в результате переоценок основных средств, эмиссионного дохода, положительных курсовых разниц по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских организаций.
Реинвестированный (заработанный) капитал собственника формируется за счет прибыли, полученной в результате торгово-хозяйственной деятельности, и направляется на создание фондов накопления (фонды производственного развития, фонды материального и социального развития работников предприятий и др.).
Нераспределенная прибыль является также частью собственного капитала и представляет собой разницу между суммой полученной прибыли в виде финансового результата отчетного периода и распределенной ее частью, включая уплату всех налогов, финансовых санкций, выплату дивидендов на акции и финансирование фондов.
В условиях развития рыночных отношений ввиду недостаточного наличия собственного капитала у торговых предприятий возникает потребность привлекать заемные (внешние) источники финансирования. На долгосрочной основе заемные средства привлекаются для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиций в различные объекты (строительств, приобретение тогового оборудования). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для закупки товаров, пополнения оборотных средств и др.
Заемный капитал – финансовые средства, привлекаемые торговым предприятием для формирования определенной части активов с обязательством вернуть их заимодателю в обусловленные сроки.
Основными способами кредитования предприятий торговли являются коммерческий (товарный) кредит и финансовый (банковский кредит). Коммерческий кредит предоставляется поставщиком или посредником в виде отсрочки платежа за реализованные товары. Выдается в вексельной форме или по открытому счету, либо с отсрочкой платежа по условиям контракта. В первом случае покупатель, получив товарные документы, акцептирует переводной вексель, выставленный продавцом, или оформляет простой вексель. Во втором случае продавец не получает долговых обязательств покупателя, а открывает счет по задолженности. Погашение
происходит периодическими платежами.
Банковский кредит предоставляется банками в денежной форме на условиях возвратности, срочности, платности.
Существуют и так называемы внутренние источники привлечения заемных средств (устойчивые пассивы): расчеты с покупателями и заказчиками по полученным авансам, задолженность по з/п работникам предприятия и органам социального страхования; резервы предстоящих расходов и платежей; временно свободные средства специальных фондов; кредиторская задолженность предприятия.
Кроме того, источниками финансирования могут быть: лизинг, факторинг, создание совместных предприятий и др.
Кроме финансового обеспечения коммерческой деятельности фирмы за счет собственных и заемных средств, получить недостающий капитал можно на основе экономии денежных средств при закупке и продаже товаров за счет:
1) уменьшение товарных запасов, что приводит к уменьшению затрат на приобретение товаров и их хранение, но это ведет также к сокращению объемов продаж (поэтому необходимо рациональное управление товарными запасами);
2) уменьшение закупочной стоимости товаров;
3) увеличение продажной цены (однако есть ограничения со стороны конкуренции и со стороны государства – государственное регулирование цен);
4) уменьшение кредитования оптовых покупателей. Размер кредитования является индикатором масштаба деятельности предприятия. при снижении объемов кредитования, снижаются и масштабы деятельности. Вместе с тем, оптовые предприятия могут ограничить кредитование за счет минимальных партий закупок, либо ограничить кредитование некоторых категорий потребителей (постоянных покупателей кредитуем, разовых – не кредитуем).
- Вопрос 1 Сущность, задачи, цели и принципы коммерческой деятельности в торговле. Факторы обеспечения коммерческой работы оптового и розничного торгового предприятий.
- Вопрос 3 Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, формирование хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- Вопрос 4 Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы
- Вопрос 5 Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза
- Вопрос 6 Формы и методы розничной продажи товаров, их эффективность и перспективы.
- Вопрос 7 Исследование рынков закупок и сбыта товаров: конъюнктура, методы, емкость рынка сбыта
- Вопрос 8 Система государственного регулирования коммерческой деятельности и методы стимулирования ее развития в отраслях народного хозяйства
- Вопрос 9 Продажа товаров со склада предприятия оптовой торговли: методы, организация и эффективность
- Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли. Экономия денежных средств при закупке и продаже товаров
- Вопрос 11 Управление коммерческой деятельностью торговой фирмы. Цели, функции и задачи коммерческой службы торгового предприятия
- Вопрос 12 Управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Вопрос 13 Формы кооперации в оптовой торговле в России и за рубежом
- Содержание, формы и методы стратегического планирования коммерческой деятельности
- Вопрос 15 Бизнес-операция, ее ресурсное обеспечение с учетом рыночных рисков и диверсификации политики предприятия
- Вопрос 16 Цели, задачи, функции организации коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка
- Вопрос 17 Структура и содержание бизнес-плана торгового (промышленного) предприятия, их отличительные особенности
- 3. Описание продукции.
- Вопрос 18 Виды и характеристики банковских услуг коммерческой деятельности предприятия
- Вопрос 19 Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка
- Вопрос 20 Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование
- Вопрос 22 Концепция управления сбытом на промышленном предприятии
- Вопрос 23 Планирование сбыта на промышленном предприятии. Текущее и оперативное планирование сбытовой деятельности
- Вопрос 24 Планирование ассортимента продукции на промышленном предприятии
- Вопрос 25 Сбытовая система промышленного предприятия: сущность, формы, методы, системы
- Вопрос 26 Поиск и выбор посредников промышленным предприятием
- Вопрос 28 Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии
- Вопрос 29 Содержание коммерческой деятельности промышленного предприятия по обеспечению производства материальными ресурсами: цель, предмет, субъекты, объекты, значение, функции
- Вопрос 30 Содержание работы по управлению материальными ресурсами на промыш. Предпр.. Виды запасов. Системы контроля за состоянием произв. Запасов
- Вопрос 32 Поиск и выбор поставщиков на промышленном предприятии. Критерии предварительного и окончательного выбора поставщиков материальных ресурсов. Формы мто
- Вопрос 33 Организация подготовки матер. Рес-сов к производственному потреблению. Способы доставки материалов цехам
- Вопрос 34 Развитие материально-технической базы в коммерческой деятельности. Оценка эффективности материально-технической базы. Инвестиции как источник развития материально-технической базы