logo
2

Вопрос 11 Управление коммерческой деятельностью торговой фирмы. Цели, функции и задачи коммерческой службы торгового предприятия

Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется. Управление – есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.

Управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников в целях повышения эффективности коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия.

Управление КД базируется на принципах и методах управления. Основополагающие принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия:

  1. Обеспечение согласованности между подразделениями (службами) – действия всех подразделений должны быть скоординированы и согласованны во времени.

  2. Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия – функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия.

  3. Обеспечение иерархичности структуры управления – организация управления КД должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные связи.

  4. Обеспечение комплексного подхода в управлении – с позиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие решения коммерческой деятельности.

  5. Обеспечение малозвенности в структуре управления – несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управления КД.

  6. Обеспечение адаптивности структуры управления – гибкость и приспособляемость структуры управления КД к переменам и условиям окружающей среды.

  7. Обеспечение исполнительной информацией – получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия.

Методы управления – это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на:

Данные методы управления не исключают друг друга и реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования торгового предприятия и рыночной среды.

При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления:

  1. Планирование – одна из важнейших функций управления КД торгового предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торгового предприятия. В планах закупок и продаж отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выполнения заданий.

  2. Организация упорядочение, согласование, регламентирование действий исполнителей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей. Организация управления включает также оперативное регулирование, под которым подразумеваются текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания.

  3. Учет – это документальное оформление поступлений, приемки, реализации товаров и их движения в торговом предприятии.

  4. Контроль – это активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдения документов, регламентирующих коммерческо-предпринимательскую деятельность торгового предприятия.

  5. Мотивация.

В крупных торговых предприятиях в процессе управления КД реализуются такие функции управления, как экономический анализ показателей КД, прогнозирование спроса и продаж.

Коммерческая служба торгового предприятия возглавляется коммерческим директором и, как правило, включает следующие отделы:

плана маркетинга; организация обслуживания покупателей;

Структура управления коммерческой службой может быть организована по товарному(подразделения сгруппированы по товарным группам) или функциональному (группировка подразделений по выполняемым функциям) признакам.

Структура управления по товарному признаку: Администрация торговой фирмы--- коммерческая служба: группа по товарам А, группа по товарам Б, группа по товарам В. В каждой группе сосредоточена определенная номенклатура товаров. Эти группы осуществляют закупку продажу товаров с учетом потребностей покупателей и сокращения издержек обращения.

Структура управления коммерческим подразделением, действующим по функциональному признаку: Руководитель торговой фирмы------Коммерческий директор: закупка сырья для производства продукции; закупка товаров; продвижение товаров; реализация товаров. 1-й блок обеспечивает закупку сырья для изготовления продукции на своих предприятиях, которая затем поступает в продажу. 2-й блок осуществляет прямые закупки товаров у производителей для последующей реализации. 3-й блок связан с продвижением товаров, сопровождаемым складированием и хранением. 4-й блок выполняет операции по подготовке товаров к продаже и подаче к местам продажи. Коммерческая деятельность координируется коммерческим директором, который подчиняется руководителю торговой фирмы.

Целями коммерческой службы могут быть: увеличение продаж товаров, например на 10%; рост числа покупателей за счет перехода на новые сегменты рынка; увеличение объема продаж, приходящегося на один заказ; сокращение расходов на реализацию и др.

Управление КД нельзя отделить от системы управления торговым предприятиям, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4