Вопрос 4 Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. (Товародвижение – специально организованный процесс перемещения товаров от сферы производства до сферы потребления).
От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Основными звеньями (участниками) технологической цепи товародвижения являются производственные предприятия, оптово-посреднические предприятия, розничные предприятия (магазины и другие пункты розничной продажи товаров).
В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская.
Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.
Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения.
Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения – показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазинов. Рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному. При транзитном товародвижении равен нулю.
Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения (распределения), выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров. Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации или лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю. Каналы распределения характеризуются числом посредников, занятых доведением товаров до потребителя. По этому признаку они подразделяются на: каналы нулевого уровня (прямой маркетинг – нет посредников – производитель и потребитель); одноуровневые (один посредник - розничное звено); двухуровневые (два посредника – оптовое и розничное звено); трехуровневые (три посредника – крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено).
В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:
применение кратчайших путей движения товаров;
установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применение централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.
Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением этих основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:
производственные: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров;
транспортные: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т.д.;
социальные: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д.;
торговые: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.
- Вопрос 1 Сущность, задачи, цели и принципы коммерческой деятельности в торговле. Факторы обеспечения коммерческой работы оптового и розничного торгового предприятий.
- Вопрос 3 Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, формирование хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- Вопрос 4 Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы
- Вопрос 5 Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза
- Вопрос 6 Формы и методы розничной продажи товаров, их эффективность и перспективы.
- Вопрос 7 Исследование рынков закупок и сбыта товаров: конъюнктура, методы, емкость рынка сбыта
- Вопрос 8 Система государственного регулирования коммерческой деятельности и методы стимулирования ее развития в отраслях народного хозяйства
- Вопрос 9 Продажа товаров со склада предприятия оптовой торговли: методы, организация и эффективность
- Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли. Экономия денежных средств при закупке и продаже товаров
- Вопрос 11 Управление коммерческой деятельностью торговой фирмы. Цели, функции и задачи коммерческой службы торгового предприятия
- Вопрос 12 Управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Вопрос 13 Формы кооперации в оптовой торговле в России и за рубежом
- Содержание, формы и методы стратегического планирования коммерческой деятельности
- Вопрос 15 Бизнес-операция, ее ресурсное обеспечение с учетом рыночных рисков и диверсификации политики предприятия
- Вопрос 16 Цели, задачи, функции организации коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка
- Вопрос 17 Структура и содержание бизнес-плана торгового (промышленного) предприятия, их отличительные особенности
- 3. Описание продукции.
- Вопрос 18 Виды и характеристики банковских услуг коммерческой деятельности предприятия
- Вопрос 19 Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка
- Вопрос 20 Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование
- Вопрос 22 Концепция управления сбытом на промышленном предприятии
- Вопрос 23 Планирование сбыта на промышленном предприятии. Текущее и оперативное планирование сбытовой деятельности
- Вопрос 24 Планирование ассортимента продукции на промышленном предприятии
- Вопрос 25 Сбытовая система промышленного предприятия: сущность, формы, методы, системы
- Вопрос 26 Поиск и выбор посредников промышленным предприятием
- Вопрос 28 Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии
- Вопрос 29 Содержание коммерческой деятельности промышленного предприятия по обеспечению производства материальными ресурсами: цель, предмет, субъекты, объекты, значение, функции
- Вопрос 30 Содержание работы по управлению материальными ресурсами на промыш. Предпр.. Виды запасов. Системы контроля за состоянием произв. Запасов
- Вопрос 32 Поиск и выбор поставщиков на промышленном предприятии. Критерии предварительного и окончательного выбора поставщиков материальных ресурсов. Формы мто
- Вопрос 33 Организация подготовки матер. Рес-сов к производственному потреблению. Способы доставки материалов цехам
- Вопрос 34 Развитие материально-технической базы в коммерческой деятельности. Оценка эффективности материально-технической базы. Инвестиции как источник развития материально-технической базы