logo
2

Вопрос 4 Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. (Товародвижение – специально организованный процесс перемещения товаров от сферы производства до сферы потребления).

От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями (участниками) технологической цепи товародвижения являются производственные предприятия, оптово-посреднические предприятия, розничные предприятия (магазины и другие пункты розничной продажи товаров).

В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская.

Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения – показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазинов. Рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному. При транзитном товародвижении равен нулю.

Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения (распределения), выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров. Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации или лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю. Каналы распределения характеризуются числом посредников, занятых доведением товаров до потребителя. По этому признаку они подразделяются на: каналы нулевого уровня (прямой маркетинг – нет посредников – производитель и потребитель); одноуровневые (один посредник - розничное звено); двухуровневые (два посредника – оптовое и розничное звено); трехуровневые (три посредника – крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено).

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением этих основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: