Вопрос 32 Поиск и выбор поставщиков на промышленном предприятии. Критерии предварительного и окончательного выбора поставщиков материальных ресурсов. Формы мто
Хозяйственные связи по поставкам продукции – неотъемлемая часть коммерческой деятельности, включающая экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между изготовителями и покупателями. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения.
При организации хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика. Выбор поставщика потребителями осуществляется в том случае, когда нет монополизма среди поставщиков. Правильный выбор поставщика в условиях рынка – дело весьма сложное, и ошибка здесь может дорого стоить предприятию. При прочих равных условиях предпочтительнее воспользоваться услугами местных поставщиков. Выбор поставщиков необходимо начать с анализа материальных потребностей предприятия и возможностей удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификации на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требования к ним.
После подготовки спецификации составляется список возможных поставщиков для каждого вида материальных ресурсов. Какое число поставщиков должно участвовать в выполнении заказа на каждый материал, зависит от назначения материала, конъюнктуры рынка и от количества требуемого материала. Эти вопросы решает отдел МТО предприятия. Если предприятие закупает материал у одного поставщика, то можно наладить тесные деловые контакты и установить взаимовыгодные формы деловых торговых отношений, связанные с предоставлением потребителям скидок с цены и дополнительными формами обслуживания.
Источником информации для составления списка поставщиков является изучение рынка сырья и материалов (используются сведения о конкурсах поставщиков, выставках и ярмарках, рекламы и специализированных каталогов). Когда поставщиков немного (2-3), критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые материалы, надежность поставщиков. Выбирается поставщик в наиболее полной степени соответствующий названным критериям.
Когда поставщиков много, то выбор наиболее подходящего целесообразно проверять в два этапа. На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. Критерии предварительного выбора поставщика:
Производственная мощность
Удаленность поставщика
Форма расчетов
Качество продукции (по спецификации)
Цена единицы продукции
Возможность переналадки оборудования
Комплектность поставки
Упаковка
Размер партии
После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям потребителя, исключается.
На втором этапе используется более расширенный перечень критериев выбора поставщиков. Критерии окончательного выбора поставщика:
Финансовые условия
Время поставки
Периодичность поставки
Наличие сервисного обслуживания после поставки
Коммуникационные условия
Складские условия поставщика
Другие критерии.
Критерии выбора поставщиков могут быть дополнены и другими специфическими для конкретного потребителя критериями. Целесообразно проставить баллы каждому поставщику по каждому критерию (оформляется в виде таблицы). При этом балл «5» означает «отлично, «4» - «очень хорошо», «3» - «хорошо», «2» - «удовлетворительно», «1» - «малоприемлемо», «0» - «неприемлемо». Сложив все оценки по всем критериям, можно вывести среднее значение оценки. предпочтение должно отдаваться тем поставщикам, которые имеют наибольшее среднее значение оценки.
Более тщательный выбор поставщика может быть достигнут при его посещении. При этом необходимо выяснить следующие вопросы:
качество продукции (соответствует ли качество продукции поставщика спецификации потребителя)
возможные финансовые льготы;
возможна ли модернизация продукции;
достаточно ли хорошо упаковка предохраняет закупаемую продукцию, экологична ли она;
контролирует ли поставщик качество продукции на каждом этапе производства, какие методы контроля качества он применяет.
В зависимости от системы обеспечения и особенностей движения ресурсов от поставщиков (изготовителей) к производственному предприятию различают транзитную (прямую) и складскую (косвенную, опосредованную) формы МТО. В первом случае ресурсы предприятию-потребителю поставляются напрямую предприятием-изготовителем; во втором – опосредованно, через склады посреднических организаций.
Транзитная форма отличается относительной экономичностью, ибо исключает целый ряд функциональных операций, и относительно высокой скоростью доставки ресурсов (однако приводит к увеличению производственных запасов). Возможность ее применения определяется объемом хранения и потребления в производстве определенного ресурса и установленной для него транзитной или заказной нормой. Транзитная норма определяется как минимально допустимое общее количество ресурса, отгружаемое изготовителем в адрес потребителя по одному заказу. Заказная норма определяется как наименьшее количество ресурса по одной позиции заказа, принимаемое изготовителем к исполнению при обязательном заказе на одновременную доставку нескольких однородных видов (типоразмеров) ресурсов в адрес одного предприятия-потребителя.
Складская форма позволяет осуществлять обеспечение предприятия ресурсами в любых нетранзитных количествах на основе действительных производственных потребностей. Эта форма отличается большей частотой поставок партиями требуемых (оптимальных) объемов. Она способствует относительному сокращению запасов ресурсов на предприятии-потребителе и обеспечивает комплексность обеспечения ресурсами. Однако, эту форму отличает необходимость дополнительных издержек на осуществление складских и связанных с ними других функций (увеличение стоимости материальных ресурсов).
Существует несколько методик определения формы МТО: в одной из них сопоставляются затраты по каждой из форм поставки материальных ресурсов. Предпочтительнее является та. которая обеспечивает меньшие затраты. Эти затраты состоят из:
затраты на заказ;
расходы по завозу материалов на склад предприятия-потребителя;
потери, связанные с пребыванием ресурсов в запасах;
расходы по хранению запасов;
капитальные вложения по созданию складских помещений.
- Вопрос 1 Сущность, задачи, цели и принципы коммерческой деятельности в торговле. Факторы обеспечения коммерческой работы оптового и розничного торгового предприятий.
- Вопрос 3 Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, формирование хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- Вопрос 4 Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы
- Вопрос 5 Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза
- Вопрос 6 Формы и методы розничной продажи товаров, их эффективность и перспективы.
- Вопрос 7 Исследование рынков закупок и сбыта товаров: конъюнктура, методы, емкость рынка сбыта
- Вопрос 8 Система государственного регулирования коммерческой деятельности и методы стимулирования ее развития в отраслях народного хозяйства
- Вопрос 9 Продажа товаров со склада предприятия оптовой торговли: методы, организация и эффективность
- Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли. Экономия денежных средств при закупке и продаже товаров
- Вопрос 11 Управление коммерческой деятельностью торговой фирмы. Цели, функции и задачи коммерческой службы торгового предприятия
- Вопрос 12 Управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Вопрос 13 Формы кооперации в оптовой торговле в России и за рубежом
- Содержание, формы и методы стратегического планирования коммерческой деятельности
- Вопрос 15 Бизнес-операция, ее ресурсное обеспечение с учетом рыночных рисков и диверсификации политики предприятия
- Вопрос 16 Цели, задачи, функции организации коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка
- Вопрос 17 Структура и содержание бизнес-плана торгового (промышленного) предприятия, их отличительные особенности
- 3. Описание продукции.
- Вопрос 18 Виды и характеристики банковских услуг коммерческой деятельности предприятия
- Вопрос 19 Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка
- Вопрос 20 Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование
- Вопрос 22 Концепция управления сбытом на промышленном предприятии
- Вопрос 23 Планирование сбыта на промышленном предприятии. Текущее и оперативное планирование сбытовой деятельности
- Вопрос 24 Планирование ассортимента продукции на промышленном предприятии
- Вопрос 25 Сбытовая система промышленного предприятия: сущность, формы, методы, системы
- Вопрос 26 Поиск и выбор посредников промышленным предприятием
- Вопрос 28 Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии
- Вопрос 29 Содержание коммерческой деятельности промышленного предприятия по обеспечению производства материальными ресурсами: цель, предмет, субъекты, объекты, значение, функции
- Вопрос 30 Содержание работы по управлению материальными ресурсами на промыш. Предпр.. Виды запасов. Системы контроля за состоянием произв. Запасов
- Вопрос 32 Поиск и выбор поставщиков на промышленном предприятии. Критерии предварительного и окончательного выбора поставщиков материальных ресурсов. Формы мто
- Вопрос 33 Организация подготовки матер. Рес-сов к производственному потреблению. Способы доставки материалов цехам
- Вопрос 34 Развитие материально-технической базы в коммерческой деятельности. Оценка эффективности материально-технической базы. Инвестиции как источник развития материально-технической базы