Вопрос 28 Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии
Сервис относится к функциям сбыта. Содержательно он представляет собой деятельность производственного предприятия по оказанию покупателям услуг, связанных с приобретением и потреблением ими товаров предприятия.
Роль и значение сервиса как относительно самостоятельной деятельности производственного предприятия состоит в следующем:
сервис как деятельность по оказанию услуг, сопутствующих приобретению товара покупателем, и услуг, связанных с использованием им этого товара, создает дополнительную ценность в виде товара с подкреплением;
сервис является источником дополнительных доходов и прибыли производственного предприятия;
как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей и в известной мере влияющая на экономические результаты предприятия, сервис определяет и реализует корпоративную миссию;
как составляющая цепочки создания ценности сервис является одним из основных источников конкурентного преимущества предприятия.
Сервис является фактором неценовой конкуренции и не только между товарами, но и между их производителями. Обслуживание, в частности, послепродажное, несет в себе стимул для установления длительных хозяйственных связей и деловых отношений, является фактором высокого делового авторитета (имиджа) предприятия, укрепления на этой основе его конкурентного потенциала, завоевания сильной конкурентной позиции.
Обслуживание делится на предпродажное и послепродажное. Последнее, в свою очередь, на гарантийное и послегарантийное.
Предпродажное обслуживание включает в себя деятельность по подготовке реального товара к продаже и услуги по его продаже: разработку каталогов и прейскурантов; подготовку технической документации; информирование и консультирование потенциальных покупателей; демонстрацию образцов товаров; обучение персонала и др.
Послепродажное обслуживание предусматривает комплекс услуг, предоставляемых покупателю от момента продажи товара до его утилизации: комплектацию, упаковку, доставку; подготовку товара к эксплуатации (распаковка, установка, монтаж, подготовка к работе, наладка и регулирование); подготовку, обучение пользователей; обеспечение запасными частями; гарантийное обслуживание; послегарантийное обслуживание и утилизацию.
Необходимо отметить следующие особенности сервиса, особенно послепродажного:
если при сбыте определенной части товаров конечного потребления, а также сырьевых ресурсов обязанности предприятия-продавца в значительной степени прекращаются с окончанием акта продажи им товара, то при сбыте сложных и дорогостоящих товаров, и особенно товаров производственного назначения длительного пользования, эти обязанности только начинаются и являются инициативным предложением производителя.
обслуживание товаров длительного пользования из категории конечного потребления, а также товаров производственного назначения широкого применения требует создания соответствующей организации обслуживания.
обслуживание товаров производственного назначения трансформируется в более широкую функциональную деятельность по обслуживанию процесса создания нового товара предприятием-потребителем данного товара.
Особенности сервиса обусловливают определенные условия обеспечения его эффективности:
создание и организация системы материально – технического обеспечения обслуживания;
создание и организация сети ремонтных и обслуживающих структур;
организацию и осуществление постоянного контроля за использованием и эксплуатацией;
создание и организацию системы подготовки и обучения персонала обслуживания, как собственного, так и предприятий-потребителей;
организацию управления системой обслуживания.
Система обслуживания в целом ориентируется на решение широкого круга задач по следующим основным направлениям:
1) по отношению к рынку – формирование и расширение устойчивых и развивающихся товарных рынков;
2) по отношению к конкурентам – создание и развитие конкурентного преимущества и усиление конкурентной позиции;
3) по отношению к товару – совершенствование и дифференциация товара реального исполнения; обеспечение эффективной работоспособности товара в течение всего жизненного цикла;
4) по отношению и потребителям – изучение и анализ системы использования товара; совершенствование системы использования товара; обеспечение эффективной работоспособности товара в течение всего жизненного цикла в эксплуатационных условиях потребителя; создание эффективной системы материально-технического обеспечения; создание эффективной системы обеспечения персоналом обслуживания и др.;
5) по отношению собственно к обслуживанию – планирование, организация и управление в целом системой обслуживания;
6) по отношению к персоналу обслуживания – организация эффективного управления подготовкой, обучением и работой обслуживающего персонала.
Планирование обслуживания осуществляется исходя из корпоративной миссии и конкурентной стратегии производственного предприятия. В предметном плане оно осуществляется так же, как и планирование любой другой функциональной деятельности предприятия. Содержательно оно является составляющей плана сбытовой деятельности производственного предприятия. Сервисная политика должна планироваться как дополнение его товарной и ассортиментной политики.
Организация системы обслуживания возможна в следующих основных вариантах:
непосредственно предприятием-изготовителем – предпочтительно осуществлять при следующих условиях: при производстве, сбыте технически сложных товаров; в отношении сравнительно небольшого числа потребителей; при наличии высоких требований к квалификации и уровню обслуживания. Такая организация особенно эффективна при выходе на рынок с относительно новым товаром, для установления прямых длительных хозяйственных связей и деловых отношений с потребителями;
филиалами предприятия-изготовителя – целесообразно при значительном увеличении числа потребителей товара и широком их рассредоточении. Такая организация эффективна в случае достаточно большого объема сбыта, масштабного распространения товара, требующего обслуживания;
консорциумом производителей – консорциум производителей представляет собой организационную форму объединения самостоятельных в правовом и хозяйственном отношениях предприятий для совместных действий под координацией лидера этого объединения;
независимыми специализированными предприятиями – характерно в основном для товаров конечного (индивидуального) потребления массового спроса;
посредниками – целесообразно осуществлять применительно к сложным товарам как конечного потребления, так и к товарам производственного назначения в условиях широкого охвата рынка и при наличии развитой, но неоднородной сети обслуживания, обладающей разнообразной профессионально-квалификационной структурой обслуживающего персонала;
самим предприятием-покупателем - самообслуживание предприятием-покупателем распространимо в части послепродажного обслуживания сложных товаров, как правило, производственного назначения. Такое самообслуживание эффективно в случае, если потребитель является производителем также сложных товаров и, соответственно, обладает высоким техническим, кадровым и другими потенциалами.
Результаты деятельности производственного предприятия в части организации сервиса определяются следующими основными показателями:
объемом предоставленных услуг;
динамикой развития сервиса;
соотношением объемов запасов запасных частей к их обороту;
наличия и доли рекламаций;
долей потерь от некачественного обслуживания и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1 Сущность, задачи, цели и принципы коммерческой деятельности в торговле. Факторы обеспечения коммерческой работы оптового и розничного торгового предприятий.
- Вопрос 3 Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, формирование хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- Вопрос 4 Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы
- Вопрос 5 Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза
- Вопрос 6 Формы и методы розничной продажи товаров, их эффективность и перспективы.
- Вопрос 7 Исследование рынков закупок и сбыта товаров: конъюнктура, методы, емкость рынка сбыта
- Вопрос 8 Система государственного регулирования коммерческой деятельности и методы стимулирования ее развития в отраслях народного хозяйства
- Вопрос 9 Продажа товаров со склада предприятия оптовой торговли: методы, организация и эффективность
- Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли. Экономия денежных средств при закупке и продаже товаров
- Вопрос 11 Управление коммерческой деятельностью торговой фирмы. Цели, функции и задачи коммерческой службы торгового предприятия
- Вопрос 12 Управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Вопрос 13 Формы кооперации в оптовой торговле в России и за рубежом
- Содержание, формы и методы стратегического планирования коммерческой деятельности
- Вопрос 15 Бизнес-операция, ее ресурсное обеспечение с учетом рыночных рисков и диверсификации политики предприятия
- Вопрос 16 Цели, задачи, функции организации коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка
- Вопрос 17 Структура и содержание бизнес-плана торгового (промышленного) предприятия, их отличительные особенности
- 3. Описание продукции.
- Вопрос 18 Виды и характеристики банковских услуг коммерческой деятельности предприятия
- Вопрос 19 Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка
- Вопрос 20 Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование
- Вопрос 22 Концепция управления сбытом на промышленном предприятии
- Вопрос 23 Планирование сбыта на промышленном предприятии. Текущее и оперативное планирование сбытовой деятельности
- Вопрос 24 Планирование ассортимента продукции на промышленном предприятии
- Вопрос 25 Сбытовая система промышленного предприятия: сущность, формы, методы, системы
- Вопрос 26 Поиск и выбор посредников промышленным предприятием
- Вопрос 28 Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии
- Вопрос 29 Содержание коммерческой деятельности промышленного предприятия по обеспечению производства материальными ресурсами: цель, предмет, субъекты, объекты, значение, функции
- Вопрос 30 Содержание работы по управлению материальными ресурсами на промыш. Предпр.. Виды запасов. Системы контроля за состоянием произв. Запасов
- Вопрос 32 Поиск и выбор поставщиков на промышленном предприятии. Критерии предварительного и окончательного выбора поставщиков материальных ресурсов. Формы мто
- Вопрос 33 Организация подготовки матер. Рес-сов к производственному потреблению. Способы доставки материалов цехам
- Вопрос 34 Развитие материально-технической базы в коммерческой деятельности. Оценка эффективности материально-технической базы. Инвестиции как источник развития материально-технической базы