logo
2

Вопрос 28 Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии

Сервис относится к функциям сбыта. Содержательно он представляет собой деятельность производственного предприятия по оказанию покупателям услуг, связанных с приобретением и потреблением ими товаров предприятия.

Роль и значение сервиса как относительно самостоятельной деятельности производственного предприятия состоит в следующем:

Сервис является фактором неценовой конкуренции и не только между товарами, но и между их производителями. Обслуживание, в частности, послепродажное, несет в себе стимул для установления длительных хозяйственных связей и деловых отношений, является фактором высокого делового авторитета (имиджа) предприятия, укрепления на этой основе его конкурентного потенциала, завоевания сильной конкурентной позиции.

Обслуживание делится на предпродажное и послепродажное. Последнее, в свою очередь, на гарантийное и послегарантийное.

Предпродажное обслуживание включает в себя деятельность по подготовке реального товара к продаже и услуги по его продаже: разработку каталогов и прейскурантов; подготовку технической документации; информирование и консультирование потенциальных покупателей; демонстрацию образцов товаров; обучение персонала и др.

Послепродажное обслуживание предусматривает комплекс услуг, предоставляемых покупателю от момента продажи товара до его утилизации: комплектацию, упаковку, доставку; подготовку товара к эксплуатации (распаковка, установка, монтаж, подготовка к работе, наладка и регулирование); подготовку, обучение пользователей; обеспечение запасными частями; гарантийное обслуживание; послегарантийное обслуживание и утилизацию.

Необходимо отметить следующие особенности сервиса, особенно послепродажного:

Особенности сервиса обусловливают определенные условия обеспечения его эффективности:

Система обслуживания в целом ориентируется на решение широкого круга задач по следующим основным направлениям:

1) по отношению к рынку – формирование и расширение устойчивых и развивающихся товарных рынков;

2) по отношению к конкурентам – создание и развитие конкурентного преимущества и усиление конкурентной позиции;

3) по отношению к товару – совершенствование и дифференциация товара реального исполнения; обеспечение эффективной работоспособности товара в течение всего жизненного цикла;

4) по отношению и потребителям – изучение и анализ системы использования товара; совершенствование системы использования товара; обеспечение эффективной работоспособности товара в течение всего жизненного цикла в эксплуатационных условиях потребителя; создание эффективной системы материально-технического обеспечения; создание эффективной системы обеспечения персоналом обслуживания и др.;

5) по отношению собственно к обслуживанию – планирование, организация и управление в целом системой обслуживания;

6) по отношению к персоналу обслуживания – организация эффективного управления подготовкой, обучением и работой обслуживающего персонала.

Планирование обслуживания осуществляется исходя из корпоративной миссии и конкурентной стратегии производственного предприятия. В предметном плане оно осуществляется так же, как и планирование любой другой функциональной деятельности предприятия. Содержательно оно является составляющей плана сбытовой деятельности производственного предприятия. Сервисная политика должна планироваться как дополнение его товарной и ассортиментной политики.

Организация системы обслуживания возможна в следующих основных вариантах:

Результаты деятельности производственного предприятия в части организации сервиса определяются следующими основными показателями:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4