Вопрос 12 Управление товарными запасами на предприятиях торговли
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей.
Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе ее движения из сферы производства к потребителю.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи;
сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
несоответствие между производственным и торговым ассортиментом, что требует подсортировки, упаковки и доработки;
особенности территориального размещения производства;
условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
звенность товародвижения и др.
По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.
Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном – обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном необходима четко налаженная система управления ими. Управление товарными запасами – это система мероприятий, направленных на установление и поддержание оптимального объема и структуры запасов для бесперебойной торговли товарами в необходимом количестве и ассортименте.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование. Если этим вопросам не уделяется должного внимания, то неизбежно возникает затоваривание по одним товарам и дефицит по другим. Отсутствие необходимой номенклатуры товаров приводит к неудовлетворению запросов потребителей и снижению товарооборота, а превышение размеров товарных запасов – к скоплению товаров, перегрузке складских емкостей и лишним затратам.
Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры. Необходимый товарный запас является нормируемой величиной. Для решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных параметра: уровень и оборачиваемость товарных запасов.
Уровень товарного запаса (в днях товарооборота): Утз = (ТЗ × Д) /ОТ, где ТЗ – товарный запас на конец рассматриваемого периода, руб.; ОТ – объем товарооборота за рассматриваемый период , руб.; Д - количество дней в рассматриваемом периоде. Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота: Обдн = (ТЗср × Д) /ОТ, где ТЗср – средний товарный запас за определенный период, руб. Показатель показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Товарооборачиваемость в числе оборотов или скорость товарного обращения: О = ОТ/ТЗср. Показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.
Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения возволяет осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов по хранению товаров и т.п.
Разработанный для торговых предприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю. Они устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.
Норматив товарного запаса по товарной группе: Н = + ТЗт + ТЗс, где ТЗп – время на приемку, проверку, подготовку товаров к продаже; ТЗт – торгово-товарный запас; ТЗс – страховой товарный запас.
Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов направлены на обеспечение в составе товарных запасов всей предусмотренной номенклатуры товаров, исключение снижения размера запасов ниже установленного минимума, соблюдение нормативных сроков хранения товаров. Применяются такие методы учета как инвентаризация и снятие остатков или оперативный учет. Инвентаризация – сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Снятие остатков – сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. При выявлении отклонений устанавливаются причины, вызвавшие эти отклонения.
Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов (дополнительная закупка товаров при снижении уровня товарных запасов и активизация продажи при возникновении сверхнормативных запасов).
В управлении товарными запасами на предприятиях торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создаются АСУ товарными запасами. Использование компьютерной технологии позволяет ежедневно обеспечивать коммерческих работников достоверной информацией о состоянии запасов по товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям товаров.
- Вопрос 1 Сущность, задачи, цели и принципы коммерческой деятельности в торговле. Факторы обеспечения коммерческой работы оптового и розничного торгового предприятий.
- Вопрос 3 Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, формирование хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- Вопрос 4 Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы
- Вопрос 5 Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза
- Вопрос 6 Формы и методы розничной продажи товаров, их эффективность и перспективы.
- Вопрос 7 Исследование рынков закупок и сбыта товаров: конъюнктура, методы, емкость рынка сбыта
- Вопрос 8 Система государственного регулирования коммерческой деятельности и методы стимулирования ее развития в отраслях народного хозяйства
- Вопрос 9 Продажа товаров со склада предприятия оптовой торговли: методы, организация и эффективность
- Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли. Экономия денежных средств при закупке и продаже товаров
- Вопрос 11 Управление коммерческой деятельностью торговой фирмы. Цели, функции и задачи коммерческой службы торгового предприятия
- Вопрос 12 Управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Вопрос 13 Формы кооперации в оптовой торговле в России и за рубежом
- Содержание, формы и методы стратегического планирования коммерческой деятельности
- Вопрос 15 Бизнес-операция, ее ресурсное обеспечение с учетом рыночных рисков и диверсификации политики предприятия
- Вопрос 16 Цели, задачи, функции организации коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка
- Вопрос 17 Структура и содержание бизнес-плана торгового (промышленного) предприятия, их отличительные особенности
- 3. Описание продукции.
- Вопрос 18 Виды и характеристики банковских услуг коммерческой деятельности предприятия
- Вопрос 19 Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка
- Вопрос 20 Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование
- Вопрос 22 Концепция управления сбытом на промышленном предприятии
- Вопрос 23 Планирование сбыта на промышленном предприятии. Текущее и оперативное планирование сбытовой деятельности
- Вопрос 24 Планирование ассортимента продукции на промышленном предприятии
- Вопрос 25 Сбытовая система промышленного предприятия: сущность, формы, методы, системы
- Вопрос 26 Поиск и выбор посредников промышленным предприятием
- Вопрос 28 Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии
- Вопрос 29 Содержание коммерческой деятельности промышленного предприятия по обеспечению производства материальными ресурсами: цель, предмет, субъекты, объекты, значение, функции
- Вопрос 30 Содержание работы по управлению материальными ресурсами на промыш. Предпр.. Виды запасов. Системы контроля за состоянием произв. Запасов
- Вопрос 32 Поиск и выбор поставщиков на промышленном предприятии. Критерии предварительного и окончательного выбора поставщиков материальных ресурсов. Формы мто
- Вопрос 33 Организация подготовки матер. Рес-сов к производственному потреблению. Способы доставки материалов цехам
- Вопрос 34 Развитие материально-технической базы в коммерческой деятельности. Оценка эффективности материально-технической базы. Инвестиции как источник развития материально-технической базы