О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
Вопросы укрепления экспортного потенциала России актуальны на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства существенно возросла к середине 90-х годов. Экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики, через которую реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны.
В настоящее время отечественный экспорт развивается в условиях, когда через кризисные явления начинает пробиваться тенденция к стабилизации экономики России, появились признаки оживления деловой активности, происходит дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, расширяется участие страны в организациях многостороннего экономического сотрудничества, усложняется мировая конъюнктура для основных товаров российского экспорта.
В ближайшей перспективе важным рычагом модернизации экономики и укрепления ее экспортного потенциала должно стать увеличение объемов капитальных вложений. В октябре 1995 г. одобрена комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России, в соответствии с которой эффективные экспортные проекты реализуются через использование схем и механизмов смешанного государственно-коммерческого участия в расходах по осуществлению проектов, включая и предоставление государственных гарантий инвесторам. Большие возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации, появились с образованием финансово-промышленных групп.
Значительную позитивную роль в развитии российского экспорта играет последовательно проводимый курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. За последнее время резко сокращены количественные и иные нетрадиционные ограничения экспорта, отменен институт «спецэкспортеров» стратегически важных товаров, не допускается ограничение экспорта товаров и услуг до выполнения экспортерами обязательного объема поставок на внутренний рынок и др. Тенденция к ограничению административного регулирования экспорта и усилению его государственной поддержки закреплена в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1994 г.).
Вместе с тем нельзя не видеть, что достигнутые успехи в области экспорта обеспечены специфическими условиями в экономике России, связанными с резким снижением внутреннего спроса на продукцию ограниченного числа основных экспортоориентированных отраслей. Значительное сдерживающее влияние на российский экспорт продолжают оказывать следующие факторы:
— низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции и прежде всего машиностроительных изделий;
— тяжелое финансовое положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности и конверсионных производств, из-за чего практически невозможно инвестировать средства в перспективные, ориентированные на экспорт проекты за счет внутренних ресурсов;
— недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукция на фоне значительного усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам; а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых стран;
— недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства российских предприятий, нескоординированность их выступлений на внешних рынках;
— разрыв традиционных производственных связей на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы, свертывание сотрудничества со многими партнерами из развивающихся стран;
— сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, применение методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения, для вытеснения России из перспективных рынков или ее недопущение на них;
— низкий международный рейтинг надежности России для кредитов и инвестиций, затрудняющий использование иностранных средств для развития российского экспорта.
С учетом всего комплекса изложенных фактов можно определить неотложные шаги по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта. Главная задача государства в этой области — создать благоприятные экономические, правовые и иные условий для развития российского экспорта и повышения его эффективности, а также надежные механизмы предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи отечественным экспортерам.
Решение этой задачи предполагает осуществление государством комплекса разносторонних мер, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
— проведение систематической работы по изучению экспортного потенциала страны, динамики ее конкурентоспособности, а также тенденций в развитии торгово-политической ситуации и конъюнктуры мировых рынков для определения отраслевых и товарных приоритетов содействия экспорту в рамках программы развития внешнеторговой деятельности;
— формирование эффективных механизмов предоставления государственной поддержки экспортерам;
— создание системы внешнеторговых информационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубежные представительства;
— обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также предоставление государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам;
— активизации оперативной работы государственных органов по продвижению российской экспортной продукции и защите интересов отечественных предприятий за рубежом;
— широкое привлечение российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта.
В соответствии с принятыми за последнее время нормативными актами в стране намечена широкая гамма мер государственной поддержки экспорта, которые призваны обеспечить согласованность и логическую последовательность осуществления единой государственной внешнеэкономической политики, способствовать объединению усилий всех заинтересованных сторон в развитии российского экспорта.
Первостепенное значение придается поддержке экспорта продукции высокой степени обработки путем разработки комплекса мер государственного содействия отечественным производителям этой продукции, в том числе с привлечением средств государственного бюджета и использованием механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления экспортных гарантий. Осуществление таких мер, и об этом свидетельствует мировой опыт, может оказать решающее влияние на повышение конкурентоспособности российских экспортеров и экспортных товаров на внешних рынках.
Вопросы поддержки ориентированных на экспорт отраслей предполагается решить в значительной мере за счет кредитования оборотных средств производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию.
Для активизации государственного содействия повышению конкурентоспособности товаров российского экспорта, особенно отраслей обрабатывающей промышленности, наиболее важное значение имеет финансовая поддержка научно-технического прогресса в стране. Необходимы значительные государственные средства на проведение фундаментальных и отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Как свидетельствует мировой опыт, одним из важных направлений государственной поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, является использование налогового регулирования. В этой области могут быть разработаны специальные меры по возмещению налога на добавленную стоимость, начислению и уплате налога на прибыль для предприятий экспортеров готовой продукции, снижению косвенного налогообложения экспорта услуг, освобождению экспортеров от уплаты налогов на рекламу и т.д.
В дальнейшем, по мере улучшения экономического положения в стране станет возможным принятие государственных мер, направленных на укрепление зарубежной инфраструктуры по сбыту и обслуживанию поставляемого на экспорт оборудования.
Неотложные вопросы повышения конкурентоспособности и развития экспорта связаны с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. Первоочередная задача в этой области — создание системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств национального бюджета. Необходимым условием эффективного функционирования системы внешнеторговой информации является формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих квалифицированное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме. Особый интерес для российских производителей и экспортеров будут предоставлять сведения о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом предпринимательском и производственном опыте конъюнктуре мировых рынков и перспективах ее развития, формах и методах конкурентной борьбы, практике работы на внешних рынках основных фирм-экспортеров и конкурентов и т.д.
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо организовать эффективную систему сертификации экспортируемых товаров (по типу ранее существовавшей государственной инспекции экспортных товаров). Она послужит важным средством преодоления технических барьеров в международной торговле и в значительной мере облегчит доступ российских товаров на внешние рынки.
В отличие от существовавшей инспекции новая система должна не только быть барьером на пути проникновения некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску конкурентной продукции с учетом требований иностранных покупателей к ее качеству. Важным аспектом этой деятельности является участие России в работе международных и региональных организаций по сертификации.
Современные российские системы стандартизации и сертификации в целом приведены в соответствие с требованиями ГАТТ, ЕЭК ООН, ИСО, регламентирующих эту деятельность. Одновременно в стране имеется необходимая техническая база для качественной сертификации многих видов продукции. Ряд отечественных испытательных лабораторий в процессе их делового сотрудничества с зарубежными коллегами подтвердил свою высокую квалификацию.
Таким образом, имеется прочная база для активного участия России в международном сотрудничестве в этой области.
В зарубежной практике продвижения национальных товаров и услуг на внешние рынки исключительно большое внимание уделяется всем средствам рекламы. Совершенствование рекламы российских экспортных товаров должно стать важной органической частью политики стимулирования экспорта, причем активная роль в этой деятельности должна принадлежать государству.
Одной из форм экспортной рекламы являются торговые выставки и ярмарки. В последние годы государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности была практически свернута, что привело к значительному обеднению российских экспозиций на традиционных международных выставках. Работа в этой области должна быть восстановлена, расширена и улучшена с учетом современных требований. Ее следует сконцентрировать на наиболее важных с точки зрения развития экспорта мероприятиях.
Уровень государственного содействия экспорту во многом зависит от активизации внешнеэкономической политики страны. Здесь имеется виду проведение на государственном уровне комплекса мероприятий, направленных на формирование и развитие соответствующей договорно-правовой базы ВЭС России.
В первую очередь это относится к заключению межгосударственных договоров и соглашений, обеспечивающих России и ее субъектам равноправие в сфере внешнеэкономических связей (ВЭС) и предоставление наибольшего благоприятствования, а также:
— установление во взаимоотношениях со странами — торговыми партнерами на взаимной основе различных льгот и преимуществ;
— возможность добиться от торговых партнеров и международных организаций отказа от любых форм дискриминации российских экспортеров и товаров, особенно изделий высокой технологии (ракетно-космической и авиационной техники, оружия и военной техники и др.);
— достижение согласия об отказе от предъявления по отношению
к российским товарам ряда повышенных требований в части отдельных технических и эксплуатационных показателей (экологических норм, норм безопасности, эргономики, шумности и др.);
— участие в международных организациях и соглашениях, в рамках которых предоставляются особые права и льготы;
— пресечение вмешательства отдельных стран и организаций во внешнеэкономические отношения РФ с другими странами.
Важным направлением активизации внешнеэкономической политики является восстановление и дальнейшее развитии ВЭС с восточноевропейскими странами — бывшими членами СЭВ, новыми индустриальными и развивающимися странами.
Эффективная защита национальных производителей должна основываться на поддержке в первую очередь конкурентоспособных отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, с тем, чтобы они могли пополнить финансовые средства, материальные и нематериальные активы, необходимые для выхода на внешний рынок. При таком подходе защита внутреннего рынка России выступает как важный элемент национальной экспортной стратегии. В свою очередь, развитие экспорта, особенно продукции обрабатывающей промышленности, придаст долговременные стимулы модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономике, которая благодаря этому окажется менее восприимчивой к давлению импорта.
- Международный маркетинг
- Перцовский Наум Ильич, Спиридонов Иван Александрович, Барсукова Светлана Васильевна
- Оглавление
- Глава 4 112
- Предисловие
- Контрольные вопросы к § 1.1
- Темы докладов и выступлений
- 1.2. Основные способы выхода фирмы на внешний рынок и стратегии международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 1.2
- Темы докладов и выступлений
- Глава 2. Современная среда международного маркетинга
- 2.1 Правовая, политическая и экономическая среда международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 2.1
- Темы докладов и выступлений
- 2.2. Социокультурная среда международного маркетинга
- Содержание и порядок проведения межкультурного анализа поведения потребителей
- Контрольные вопросы к § 2.2
- Темы докладов и выступлений
- 2.3. Информационно-технологическая среда международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 2.3
- Темы докладов и выступлений
- Раздел II Международная конкуренция как основной фактор возникновения и развития международного маркетинга.
- Детерминанты конкурентного преимущества страны
- Понятие конкурентоспособности (ксп)
- Основные свойства конкурентоспособности
- Изменения в условиях и факторах воздействия на конкурентоспособность в 80—90-е годы
- 3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
- О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
- Контрольные вопросы к § 3.3
- 4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
- 1. Условия корректной оценки конкурентоспособности предприятия
- 2. Аналитическая оценка состояния конкурентной среды предприятия
- 3. Уровень инновационной активности предприятия
- 4. Состояние элементов производственного потенциала предприятия
- 5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
- 4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
- Контрольные вопросы к § 4.3
- Глава 5. Конкурентный товар — основа успешного внедрения продукции на мировой рынок
- 5.1. Параметры и основные этапы оценки конкурентоспособности товара
- 5.2. Методология оценки и основные методы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке
- Контрольные вопросы к § 5.2
- Раздел III. Характеристика современной международной маркетинговой деятельности Глава 6. Международная маркетинговая информация и исследования
- 6.1. Система сбора международной маркетинговой информации
- Контрольные вопросы к § 6.1
- Темы докладов и выступлений
- 6.2. Особенности проведения международных маркетинговых исследований
- I этап. Определение проблемы и формулирование цели международного маркетингового исследования
- III этап. Реализация плана исследований
- IV этап. Представление и использование полученных результатов
- 6.3. Сегментирование целевых зарубежных рынков и позиционирование товаров
- Отбор целевых сегментов зарубежных рынков
- Контрольные вопросы к § 6.3
- Темы докладов и выступлений
- Глава 7. Международный комплекс маркетинга
- 7.1. Товарная политика предприятия на зарубежных рынках
- Контрольные вопросы к § 7.1
- Темы докладов и выступлений
- 7.2. Международная политика цен на товары и услуги
- Контрольные вопросы к § 7.2
- Темы докладов и выступлений
- 7.3. Методы распространения товаров и услуг на внешнем рынке
- Контрольные вопросы к § 7.3
- Темы докладов и выступлений
- 7.4. Продвижение товаров и услуг на зарубежные целевые рынки
- Международная реклама и пропаганда
- Пропаганда (publicity)
- Прямой маркетинг (direct marketing)
- Установление связей с общественностью (public relations)
- Контрольные вопросы к § 7.4
- Темы докладов и выступлений
- Литература
- Международный маркетинг
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14