Основные свойства конкурентоспособности
Конкурентоспособность неразрывно связана с конкуренцией. КСП возникает и проявляется тогда и там, где возникает и развивается конкуренция. Рынок и конкуренция — главный механизм развития современной экономики, пожалуй, более мощный и действенный, как показывает мировая практика, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.
Все это означает, что чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция, тем более значимой для успеха на рынке, в хозяйственной деятельности товаропроизводителей, экономической жизни страны становится их конкурентоспособность.
Уровень конкурентоспособности национальной экономики — результат не только эффективности ее деятельности, но и активности отдельных товаропроизводителей и отраслей. Этим зачастую и ограничивается анализ конкурентоспособности. Но это только одна сторона проблемы. При одних и тех же научно-технических, экономических, социальных и иных достижений данной страны уровень ее международной КСП может повышаться, падать или оставаться неизменным. Все зависит от того, какими темпами развивается, каких успехов добьется за сопоставляемый период экономика других стран-конкурентов, мировая экономика в целом. Отсюда важность понимания того, что при определении уровня конкурентоспособности важны не сами по себе темпы количественного и качественного роста экономики данной страны, ее составных частей, а и то, как. динамика их роста соотносится с динамикой конкурентов.
Иначе говоря, конкурентоспособность носит сопоставительный, а следовательно, относительный, а не абсолютный характер, хотя и сравниваются по преимуществу количественные величины. Исключением в этом отношении является конкурентоспособность товаров, обладающих уникальными свойствами, не имеющих товаров-заменителей (субститутов). Такого рода товары с «абсолютной» конкурентоспособностью обладают помимо уникальной потребительской ценности еще и тем особым свойством, что они непременно преодолевают (хотя и временно для каждого товара) рамки конкуренции и занимают монопольное положение на рынке. Это тот единственный тип монополизма, который в полной мере поддерживается государством и закрепляется юридическим путем посредством патентования принципиально новых технических характеристик товаров. Такого рода «монополизм» всячески приветствуется в силу того, что создает «дополнительные» стимулы для технического прогресса и, в конечном счете, способствует дальнейшему развитию конкуренции.
Относительность конкурентоспособности проявляется в другом ее важном свойстве — конкретности проявления, привязанности ее к конкретным условиям и причинам. КСП любого конкретного экономического объекта не может носить универсального характера; она имеет вполне конкретный характер. Товар, конкурентный на одном внешнем рынке, может и не быть таковым на другом. Более того, он может одновременно обладать конкурентоспособностью даже на одном и том же национальном рынке (например, в Приморском крае и Смоленской области). Товар, конкурентоспособный сегодня, может потерять ее уже через несколько месяцев из-за определенных конкретных причин. И напротив (хотя такое бывает значительно реже), в некоторых случаях товар, обладающий пониженной конкурентоспособностью и почти вытесненный с рынка, вдруг по ряду причин (общее оживление спроса, уход основного конкурента с рынка, после удачно проведенной рекламной компании и т.д.) становится вполне конкурентоспособен и начинает пользоваться коммерческим успехом.
Из этого следует, что при использовании методик определения конкурентоспособности товара фактор привязки КСП к конкретным условиям должен обязательно учитываться. В противном случае определяемая конкурентоспособность отрывается от реальных условий и в силу этого оценивается неправильно.
Все изложенное относительно КСП товара в равной мере относится к КСП других экономических объектов, с учетом, разумеется, специфики формирования их конкурентоспособности.
Еще одной характеристикой конкурентоспособности, тесно связанной с предыдущей, является ее динамичность, относительная быстрота процессов ее протекания. Существует огромное количество факторов (внутренних и внешних), воздействующих на конкурентоспособность предприятий-товаропроизводителей, отраслей, национальной экономики в целом. Воздействие одних факторов носит однонаправленный, других — разнонаправленный или противоположно направленный характер. Одни факторы имеют долговременный, другие — кратковременный характер, третьи — случайный или одноразовый характер. Нарастает воздействие одних факторов, сокращается или прекращается влияние других. В силу указанного представляется очень сложной оценка проявления всей совокупности факторов воздействия на конкурентоспособность, причем именно в динамике, а не в статике.
Наконец, следует отметить еще одно свойство конкурентоспособности: для национальной экономики, национальных отраслей и отраслевых комплексов она носит международный характер, для предприятий и производимых ими товаров — может носить как международный, так и внутринациональный характер.
Поскольку КСП может быть определена лишь путем сопоставления экономического объекта с аналогом-конкурентом, то поэтому естественно, что при измерении уровня КСП национальной экономики, отраслевых комплексов и отраслей прибегают к их сопоставлению с соответствующими зарубежными экономическими объектами. Иное дело - определение КСП национальных предприятий и их товаров (услуг). В этом случае КСП последних может определяться путем их сравнивания как с характеристиками иностранных производителей и их товаров, так и национальных.
- Международный маркетинг
- Перцовский Наум Ильич, Спиридонов Иван Александрович, Барсукова Светлана Васильевна
- Оглавление
- Глава 4 112
- Предисловие
- Контрольные вопросы к § 1.1
- Темы докладов и выступлений
- 1.2. Основные способы выхода фирмы на внешний рынок и стратегии международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 1.2
- Темы докладов и выступлений
- Глава 2. Современная среда международного маркетинга
- 2.1 Правовая, политическая и экономическая среда международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 2.1
- Темы докладов и выступлений
- 2.2. Социокультурная среда международного маркетинга
- Содержание и порядок проведения межкультурного анализа поведения потребителей
- Контрольные вопросы к § 2.2
- Темы докладов и выступлений
- 2.3. Информационно-технологическая среда международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 2.3
- Темы докладов и выступлений
- Раздел II Международная конкуренция как основной фактор возникновения и развития международного маркетинга.
- Детерминанты конкурентного преимущества страны
- Понятие конкурентоспособности (ксп)
- Основные свойства конкурентоспособности
- Изменения в условиях и факторах воздействия на конкурентоспособность в 80—90-е годы
- 3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
- О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
- Контрольные вопросы к § 3.3
- 4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
- 1. Условия корректной оценки конкурентоспособности предприятия
- 2. Аналитическая оценка состояния конкурентной среды предприятия
- 3. Уровень инновационной активности предприятия
- 4. Состояние элементов производственного потенциала предприятия
- 5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
- 4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
- Контрольные вопросы к § 4.3
- Глава 5. Конкурентный товар — основа успешного внедрения продукции на мировой рынок
- 5.1. Параметры и основные этапы оценки конкурентоспособности товара
- 5.2. Методология оценки и основные методы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке
- Контрольные вопросы к § 5.2
- Раздел III. Характеристика современной международной маркетинговой деятельности Глава 6. Международная маркетинговая информация и исследования
- 6.1. Система сбора международной маркетинговой информации
- Контрольные вопросы к § 6.1
- Темы докладов и выступлений
- 6.2. Особенности проведения международных маркетинговых исследований
- I этап. Определение проблемы и формулирование цели международного маркетингового исследования
- III этап. Реализация плана исследований
- IV этап. Представление и использование полученных результатов
- 6.3. Сегментирование целевых зарубежных рынков и позиционирование товаров
- Отбор целевых сегментов зарубежных рынков
- Контрольные вопросы к § 6.3
- Темы докладов и выступлений
- Глава 7. Международный комплекс маркетинга
- 7.1. Товарная политика предприятия на зарубежных рынках
- Контрольные вопросы к § 7.1
- Темы докладов и выступлений
- 7.2. Международная политика цен на товары и услуги
- Контрольные вопросы к § 7.2
- Темы докладов и выступлений
- 7.3. Методы распространения товаров и услуг на внешнем рынке
- Контрольные вопросы к § 7.3
- Темы докладов и выступлений
- 7.4. Продвижение товаров и услуг на зарубежные целевые рынки
- Международная реклама и пропаганда
- Пропаганда (publicity)
- Прямой маркетинг (direct marketing)
- Установление связей с общественностью (public relations)
- Контрольные вопросы к § 7.4
- Темы докладов и выступлений
- Литература
- Международный маркетинг
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14