4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
Международная организация «Европейский форум по проблемам управления» понятие конкурентоспособности предприятий определяет как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». Основываясь на представленном определении, изменение конкурентоспособности целесообразно производить с учетом ее многоаспектного характера, используя систему показателей, учитывающих как внутренние, так и внешние по отношению к предприятию характеристики.
Очевидно, что в связи с большим разнообразием организационных форм предприятий, их различной продуктовой специализацией и динамичностью конкурентной среды такая оценка не может быть универсальной. Вместе с тем, как показывают исследования, существуют некоторые общие факторы, определяющие способность предприятия конкурировать.
В первую очередь речь идет о способности служб аппарата управления своевременно и точно оценивать состояния конкурентной среды предприятия, слабые и сильные стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности, которые предоставляет рынок. Непрерывный мониторинг конкурентной среды является необходимым условием для аналитического осмысления рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом.
Выводы о состоянии конкурентной среды должны стать основой инновационной политики предприятия. По существу любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций, поэтому способность к внедрению новых элементов в деятельности предприятия обеспечивающих преимущество над конкурентами, является необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия.
Производственный потенциал предприятия, выражающийся в уровне организации производства и управления, его технических, технологических, кадровых возможностях, является элементом, обеспечивающем своевременное и точное тиражирование новшеств. Как показывает практика, чем выше производственный потенциал предприятия, тем ниже уровень удельных затрат на производство продукции и выше ее качество. В условиях жесткой конкуренции превосходство по качеству и цене есть ключевые факторы успеха на рынке.
Материальным носителем конкурентных качеств предприятия является выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики товаров, а также степень их превосходства над аналогичными характеристиками товаров конкурентов становятся центральным моментом, определяющим способность предприятия конкурировать.
Вместе с тем наличие конкурентоспособной продукции не всегда позволяет предприятию реализовать это преимущество из-за отсутствия опыта использования всего комплекса маркетинговых средств. В этой связи особо важное значение имеет проводимая политика распределения продукции, и в конечном итоге—способность предприятия доводить продукцию до конечного потребителя. Эффективность товаропроводящих сетей предприятия (включает систему продвижения реализации) является не менее важной предпосылкой и условием конкурентоспособности.
Проектирование, производство и сбыт продукции возможны только при достаточной стабильности предприятия, так как обеспечивает реализацию мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия и поэтому также является необходимым объектом оценки.
Таким образом, определение конкурентоспособности предприятия включает оценку и сравнение следующих основных факторов: состояние конкурентной среды, инновационного и производственного потенциала предприятия, коммерческих характеристик товаров, эффективности товаропроизводящих сетей и финансовой стабильности анализируемого предприятия и предприятий-конкурентов.
Агрегированной характеристикой конкурентоспособности является степень достижения целей предприятия в шести сферах активности. С точки зрения конкуренции реализация данных целей приводит к доминированию на рынке, к возможности влиять на структурные характеристики спроса и предложения и выражается в фактической рыночной доле предприятия в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента и ее динамике.
- Международный маркетинг
- Перцовский Наум Ильич, Спиридонов Иван Александрович, Барсукова Светлана Васильевна
- Оглавление
- Глава 4 112
- Предисловие
- Контрольные вопросы к § 1.1
- Темы докладов и выступлений
- 1.2. Основные способы выхода фирмы на внешний рынок и стратегии международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 1.2
- Темы докладов и выступлений
- Глава 2. Современная среда международного маркетинга
- 2.1 Правовая, политическая и экономическая среда международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 2.1
- Темы докладов и выступлений
- 2.2. Социокультурная среда международного маркетинга
- Содержание и порядок проведения межкультурного анализа поведения потребителей
- Контрольные вопросы к § 2.2
- Темы докладов и выступлений
- 2.3. Информационно-технологическая среда международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 2.3
- Темы докладов и выступлений
- Раздел II Международная конкуренция как основной фактор возникновения и развития международного маркетинга.
- Детерминанты конкурентного преимущества страны
- Понятие конкурентоспособности (ксп)
- Основные свойства конкурентоспособности
- Изменения в условиях и факторах воздействия на конкурентоспособность в 80—90-е годы
- 3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
- О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
- Контрольные вопросы к § 3.3
- 4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
- 1. Условия корректной оценки конкурентоспособности предприятия
- 2. Аналитическая оценка состояния конкурентной среды предприятия
- 3. Уровень инновационной активности предприятия
- 4. Состояние элементов производственного потенциала предприятия
- 5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
- 4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
- Контрольные вопросы к § 4.3
- Глава 5. Конкурентный товар — основа успешного внедрения продукции на мировой рынок
- 5.1. Параметры и основные этапы оценки конкурентоспособности товара
- 5.2. Методология оценки и основные методы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке
- Контрольные вопросы к § 5.2
- Раздел III. Характеристика современной международной маркетинговой деятельности Глава 6. Международная маркетинговая информация и исследования
- 6.1. Система сбора международной маркетинговой информации
- Контрольные вопросы к § 6.1
- Темы докладов и выступлений
- 6.2. Особенности проведения международных маркетинговых исследований
- I этап. Определение проблемы и формулирование цели международного маркетингового исследования
- III этап. Реализация плана исследований
- IV этап. Представление и использование полученных результатов
- 6.3. Сегментирование целевых зарубежных рынков и позиционирование товаров
- Отбор целевых сегментов зарубежных рынков
- Контрольные вопросы к § 6.3
- Темы докладов и выступлений
- Глава 7. Международный комплекс маркетинга
- 7.1. Товарная политика предприятия на зарубежных рынках
- Контрольные вопросы к § 7.1
- Темы докладов и выступлений
- 7.2. Международная политика цен на товары и услуги
- Контрольные вопросы к § 7.2
- Темы докладов и выступлений
- 7.3. Методы распространения товаров и услуг на внешнем рынке
- Контрольные вопросы к § 7.3
- Темы докладов и выступлений
- 7.4. Продвижение товаров и услуг на зарубежные целевые рынки
- Международная реклама и пропаганда
- Пропаганда (publicity)
- Прямой маркетинг (direct marketing)
- Установление связей с общественностью (public relations)
- Контрольные вопросы к § 7.4
- Темы докладов и выступлений
- Литература
- Международный маркетинг
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14