14. Средневековые представления о публичной коммуникации,
ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ. КОНЦЕПЦИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ
Средневековый публичный дискурс приходит на смену античному и знаменуется деятельностью христианского теолога, профессионального оратора, занимавшегося еще и преподавательской деятельностью, Августина Аврелия. Именно он определяет основные черты средневекового публичного дискурса и формирует собственную концепцию, в которой он высказал ряд критических замечаний в отношении публичного дискурса. Публичный дискурс античности был очень внимателен к своему инструментарию, но практически не обращался к внутреннему миру, что не нравилось Аврелию. Более того, античный дискурс был зациклен на сложности и формальных критериях, а для того чтобы писать, необходима чистая душа и взрослость ума, присущие средневековому дискурсу. Для определения основного отличия публичного дискурса средневековья от публичного дискурса античности, Аврелий вводит категорию «чудо». Отличительной особенностью средневекового дискурса становится его «полярность» - теперь разные полюсы соотносятся с разными сторонами морали.
Августин Аврелий делает важный вывод о том, что красноречие – это всего лишь способ коммуникации и истина лежит не в нем. Еще одно важное нововведение Аврелия: он предлагает новую концепцию времени, получившей название линейной. В ней у времени появляется прошлое, настоящее и будущее.
Во многом средневековый публичный дискурс можно охарактеризовать как христианский, и тому есть много подтверждений:
Христианская католическая церковь в Европе утверждается и устанавливает новую логику коммуникативного процесса. Это связано с миссионерством (одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение в христианство неверующих или представителей иных религий) и открытостью религии (то есть к ней мог приобщиться любой желающий).
Христианство придало особый статус слову.
Активно развивается книжная культура.
Жесткая нормативность публичного дискурса, что связано с монополизацией слова христианской церковью.
Формирование культуры цитат и ссылок, так как одним из канонов становится обращение к авторитетам.
Расцвет символизма: каждый текст толковался фактически, более того, в каждом тексте находили скрытый смысл со сторону нравоучительного и философского смысла.
Происходило культивирование страха. Но в ответ на это в год выделялось около трех месяцев исключительно под различные праздники.
Важным «кирпичиком» в средневековом дискурсе является гомилетика, то есть наука о христианской церковной проповеди. В основе гомилетики лежит не убеждение, а внушение. На первый план выступает форма и внешняя красота. В эпоху средневековья не только слово, но и жест является дискурсообразующим элементом. Помимо этого, ритуал начинает играть огромную роль.
Одним из особых классов средневековья были рыцари. Жизнь рыцаря была подчинена разного рода ритуалам и этикету (существовал специально разработанный ритуал поведения рыцарей). Рыцари почти все время проводили за физическими упражнениями, поэтому редко когда были образованы. Для этого был сформирован институт герольдов (предш. горцуны), которые занимались тем, что проводили рыцарские турниры, рассказывали и расхваливали рыцарей перед соревнованиями, представляли публике гербы, организовывали торжества и многое другое. Кроме того они выполняли роль посредников в рыцарских конфликтах, которые разрешались с помощью применения оружия. Главным отличительным качеством рыцаря была щедрость, поэтому от него требовалось легкое отношение к деньгам. Также в обязанности рыцаря входило посвящение стихотворений прекрасным дамам.
Другое средневековое сословие, которому следует уделить внимание, это ремесленники, торговцы и горожане. В средние века происходит формирование цеховых структур и гильдий. В гильдии нельзя было быть лучшим или худшим, то было одинаково плохо, там нужно было «средним», «стандартным». В средневековой гильдии впервые стали использовать торговые клейма. Существовала определенная должность – городские глашатаи, в обязанность которых входило расхваливание продаваемого товара и завлекание прохожих в торговые лавки.
Вывод: средние века существенно обогатили публичный дискурс. Именно в эту эпоху закладываются корни позднейшей дифференциации коммуникативной среды. В средневековом дискурсе можно найти прообразы современной коммерческой рекламы, политического имиджмейкинга.
- 1. Журналистика, реклама и pr в структуре массовой коммуникации: основные признаки
- 2. Факторы социальной значимости информации в процессах массовой коммуникации
- 3. Журналистика, реклама и pr: основные параметры сходства
- 4. Журналистика, реклама и пиар: основные параметры различий
- 5. Журналистика, pr и реклама в типологическом аспекте
- Государственный pr
- Бизнес pr
- 6. Субъект-объектные отношения в структуре коммуникационной деятельности
- 1.Журналистика
- 2. Pr и Реклама
- 7. Структура и инфраструктура рынка массовой коммуникации
- Еженедельный журнал
- 8. Содержание и структура деятельности специалистов в области журналистики, рекламы, pr. Критерии профессионализма Журналистика
- Реклама
- 9. Типовая структура институционального субъекта pr, журналистики, рекламы
- Типовая структура институционального субъекта pr: pr-агентство
- 10. Специфика жанров, форм и способов подачи журналистской, рекламной и pr-информации Средства распространения информации
- Жанровые особенности текстов
- 12. Развитие представлений о публичной сфере и общественности как субъекте публичной коммуникации в античный период
- 13. Взгляды на публичную коммуникацию платона, аристотеля, цицерона
- 14. Средневековые представления о публичной коммуникации,
- 15. Особенности развития публичного дискурса в период возрождения
- 17. Принципы эффективной публичной коммуникации в работах н. Макиавелли
- 18. Социально-коммуникативный аспект концепции о стереотипах ф. Бэкона
- 19. Исследование природы и характеристик речевой коммуникации в работах дж. Локка
- 20. Представления т. Гоббса о критериях организации корректной публичной коммуникации
- 21. Концепция общественности и публичной сферы в эпоху просвещения. Представления ш.Монтескье о феномене общественного сознания, особенностях организации публичной сферы и публичного образа власти
- 22. Идеи ж.-ж. Руссо и их роль в формировании представлений о публичной коммуникации
- 4 Типа законов, на которых основывается государство:
- 23. Возможности информационного общества как новой среды развития публичной коммуникации
- 24. Структура современного рынка pr-услуг
- Pr в сфере культуры.
- 25. Формирование профессионального pr-сообщества в россии