12. Развитие представлений о публичной сфере и общественности как субъекте публичной коммуникации в античный период
В период античности публичный дискурс диктовался особенностями общественного устроя. Например, на его формирование оказывало влияние такое явления, как Дельфийский оракул.
Античность – время формирования самого пространства публичного дискурса. С появлением и развитием демократии народ получил возможность эффективного системного воздействия на агентов управления. Происходит резкая активизация коммуникативных взаимодействий между субъектами государственного управления и представителями общественности. Это и приводит к формированию публичной сферы, система взаимодействия внутри которой и получила название публичного дискурса.
В период античности складывающиеся демократии вынуждают агентов управления представлять и обосновывать перед лицом народа (или его представителей) свои действия и решения, убеждать народ в их правильности и необходимости.
С ослаблением контроля над обществом появляется необходимость в дополнительном механизме трансляции сообщений. Так появляются СМИ. Древнем Риме эту функцию взяла на себя первая в истории газета Acta diurna populi Romani («ежедневные дела римского народа»). Здесь публиковались известия о событиях в жизни выдающихся лиц, описывались государственные дела и императорские повеления, сенатские постановления и другие распоряжения властей, а также судебные процессы и сенсационные происшествия. Находясь под непосредственным влиянием правительства, он служил его политическим целям.
Основные сферы, где развивалась публичная коммуникация – политика и суд. Именно здесь понадобилось развитие ораторского искусства.
Эволюция ораторского искусства в Древней Греции и Риме:
Перикл и его современники – впервые фиксировали свои речи письменно.
Софисты: Протагор, Горгий, Фрасимах, Продик и др. Софисты считали, что любая проблема может быть интересна из-за самого способа ее обсуждения. Пытались обосновать истинность и ложность высказывания речевыми средствами, то есть исходя из самого высказывания.
Исократ и Лисий – формирование школы красноречия. Исократ открыл структуру речи, Лисий впервые стал писать речи (спичрайтер).
Демосфен
Деметрий Фалесский
Главным открытием античного периода развития публичного дискурса стала возможность произвольного манипулирования сознанием социального объекта посредством инструментов публичной коммуникации.
Характерные черты, отличающие публичный дискурс Республиканского Рима:
• Публичная коммуникация в Риме носила выраженный прикладной характер, была подчеркнуто утилитарна.
• Возрастает включенность римских агентов публичной коммуникации в сферу политики и общественную жизнь.
• Корпус римских ораторов значительно больше.
• Профессионализация субъектов публичного дискурса.
• Активное использование письменного фиксирования информации.
• Значительно более богатая по сравнению с аттической демагогией, общедоступная методическая база римских ораторов. Правила, нормы построения речей, дидактические упражнения, средства подготовки и практики оратора хорошо разработаны и активно используются.
• Активизируется процесс индивидуализации ораторской деятельности: появляются различия в стилях, форме, композиции речей и т.д.
- 1. Журналистика, реклама и pr в структуре массовой коммуникации: основные признаки
- 2. Факторы социальной значимости информации в процессах массовой коммуникации
- 3. Журналистика, реклама и pr: основные параметры сходства
- 4. Журналистика, реклама и пиар: основные параметры различий
- 5. Журналистика, pr и реклама в типологическом аспекте
- Государственный pr
- Бизнес pr
- 6. Субъект-объектные отношения в структуре коммуникационной деятельности
- 1.Журналистика
- 2. Pr и Реклама
- 7. Структура и инфраструктура рынка массовой коммуникации
- Еженедельный журнал
- 8. Содержание и структура деятельности специалистов в области журналистики, рекламы, pr. Критерии профессионализма Журналистика
- Реклама
- 9. Типовая структура институционального субъекта pr, журналистики, рекламы
- Типовая структура институционального субъекта pr: pr-агентство
- 10. Специфика жанров, форм и способов подачи журналистской, рекламной и pr-информации Средства распространения информации
- Жанровые особенности текстов
- 12. Развитие представлений о публичной сфере и общественности как субъекте публичной коммуникации в античный период
- 13. Взгляды на публичную коммуникацию платона, аристотеля, цицерона
- 14. Средневековые представления о публичной коммуникации,
- 15. Особенности развития публичного дискурса в период возрождения
- 17. Принципы эффективной публичной коммуникации в работах н. Макиавелли
- 18. Социально-коммуникативный аспект концепции о стереотипах ф. Бэкона
- 19. Исследование природы и характеристик речевой коммуникации в работах дж. Локка
- 20. Представления т. Гоббса о критериях организации корректной публичной коммуникации
- 21. Концепция общественности и публичной сферы в эпоху просвещения. Представления ш.Монтескье о феномене общественного сознания, особенностях организации публичной сферы и публичного образа власти
- 22. Идеи ж.-ж. Руссо и их роль в формировании представлений о публичной коммуникации
- 4 Типа законов, на которых основывается государство:
- 23. Возможности информационного общества как новой среды развития публичной коммуникации
- 24. Структура современного рынка pr-услуг
- Pr в сфере культуры.
- 25. Формирование профессионального pr-сообщества в россии