2.2.1. Анализ внешней среды косвенного воздействия
Для оценки степени влияния маркетинговой среды косвенного воздействия можно воспользоваться методикой PEST- или STEP-анализа. Различие между этими двумя видами анализа внешней среды заключается в следующем. В случае PEST-анализа приоритет отдаётся политическим и экономическим факторам, поэтому данный метод используется в развивающихся странах с нестабильной политической обстановкой. В свою очередь STEP-анализ ориентирован на изучение в большей степени социально-демографических и технологических факторов бизнес-среды и поэтому применяется в развитых странах со стабильно высоким уровнем жизни.
В курсовой работе PEST-анализ проводится по данным официальной статистики, сведениям средств массовой информации, прежде всего периодической печати, с широким использованием современных информационных технологий (справочно-правовые системы «Консультант-плюс», «Гарант» и другие, официальные сайты Федеральной службы государственной статистики и её территориальных управлений, Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли, Министерства финансов, Центрального банка, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). При этом на все сведения, изложенные в PEST-анализе, должны быть ссылки на источники информации.
При освещении политико-правовой ситуации в стране и в тех регионах, в том числе за рубежом, в которых функционирует предприятие, необходимо уделить внимание политической ситуации, преемственности политического курса, возможным изменениям в органах власти, состоянию нормативной правовой базы, касающейся соответствующей предпринимательской деятельности, а также проанализировать требования государственных органов по осуществлению той или иной деятельности и общественное мнение по вопросам деятельности фирмы. Требуется также перечислить нормативные правовые акты, на основании которых предприятие (организация) осуществляет свою деятельность.
Социально-демографическая среда подразумевает анализ численности, половозрастной структуры населения, изменения размеров семьи, определение показателей рождаемости и смертности, изучение миграционных потоков, культуры, уровня образования имеющихся и потенциальных клиентов, изменения потребительских предпочтений. Анализ социально-демографической среды имеет ключевое значение для маркетолога, так как направлен на выявление потребительских предпочтений.
Таблица 4
Основные социальные показатели по Российской Федерации
Показатель | Год | ||
20__ | 20__ | 20__ | |
Численность населения, млн чел. |
|
|
|
Реальные располагаемые денежные доходы, млн руб. |
|
|
|
Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. |
|
|
|
Средний размер пенсии, руб. |
|
|
|
Численность официально зарегистрированных безработных, млн чел. |
|
|
|
Состояние экономической среды определяет покупательскую способность и величину платёжеспособного спроса, следовательно, ёмкость рынка и объём продаж предприятия, поэтому нужно привести данные о состоянии макроэкономических индикаторов по России и соответствующим регионам сбыта за последние три года.
Таблица 5
Основные экономические показатели по Российской Федерации
Показатель | Год | |||
20__ | 20__ | 20__ | ||
Валовой внутренний продукт, млрд руб. |
|
|
| |
Выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики, млрд руб. |
|
|
| |
Объём промышленной продукции, млрд руб. |
|
|
| |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
|
|
| |
Темп инфляции, % |
|
|
| |
Ставка рефинансирования, % |
|
|
|
Технико-технологическая среда включает анализ инвестиционной политики государства и конкурентов, состояния производственной базы в отрасли, уровня применяемых технологий, автоматизации и механизации, НИОКР, наличия патентной защиты товаров.
Помимо перечисленных факторов, анализ внешней среды дополняется изучением экологических факторов (РЕSТЕ-, SТЕРЕ-анализ), которые в последние годы приобретают особое значение: ужесточаются требования государства по охране окружающей среды, потребители всё чаще готовы платить более высокую цену за здоровые, экологически чистые продукты, причём как продовольственные, так и непродовольственные.
Важно помнить, что цель PEST- и STEP-анализа не в простой констатации фактов, а в выявлении тенденций развития экономики страны, региона, а также возможностей и угроз для предприятия. Качественный (дескриптивный) PEST-анализ должен быть дополнен или совмещён с количественным PEST-анализом, цель которого – показать, какие факторы создают благоприятные возможности на рынке, а какие – угрозы для бизнеса.
В количественном PEST-анализе каждому фактору присваивается уровень важности, экспертная оценка и определяется интегральная оценка как произведение важности и экспертной оценки. Таким образом, можно выявить, какие факторы внешней среды оказывают влияние в наибольшей степени, откуда исходят сильные угрозы, а где сконцентрированы возможности. Количество факторов в каждой группе должно быть одинаковым, чтобы сравнение было обоснованным (табл. 6).
Для проведения количественного PEST-анализа необходимо ввести шкалу важности факторов X (1 – неважно; 2 – важно; 3 – очень важно), шкалу влияния факторов на предприятие Y (0 – влияние практически отсутствует; 1 – слабое влияние; 2 – умеренное влияние; 3 – сильное влияние), шкалу направленности влияния Z (+1 – позитивное влияние; -1 – негативное влияние).
Таблица 6
PEST-анализ макросреды ОАО «Предприятие»
Факторы | Важность для отрасли, X | Влияние на пред-приятие, Y | Направленность влияния, Z | Интегральная оценка, S = X ∙ Y ∙ Z |
Политические и правовые факторы: 1. Политическая стабильность в стране и регионе 2. Отсутствие госрегулирования цен в отрасли 3. Ужесточение государственного контроля в области производства продукции 4. Отсутствие государственной программы поддержки отечественных предприятий отрасли |
3
2
1
2 |
2
1
2
2 |
+1
+1
-1
-1 |
+6
+2
-2
-4 |
Итого | × | × | × | -2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окончание табл. 6 | ||||
Факторы | Важность для отрасли, X | Влияние на пред-приятие, Y | Направленность влияния, Z | Интегральная оценка, S = X ∙ Y ∙ Z |
Экономические факторы: 1. Снижение объёмов инвестирования в основной капитал в отрасли 2. Снижение налоговой нагрузки 3. Увеличение уровня инфляции 4. Повышение тарифов на энергоносители и грузовые перевозки |
3
2
3
3 |
3
1
1
2 |
-1
+1
-1
-1 |
-9
+2
-3
-6 |
Итого | × | × | × | -16 |
Социальные факторы: 1. Снижение реальных располагаемых доходов населения 2. Увеличение уровня безработицы 3. Снижение числен-ности населения 4. Снижение объёмов потребления изделий, для которых сырьём является продукция |
3
3
1
3 |
3
1
2
2 |
-1
-1
-1
-1 |
-9
-3
-2
-6 |
Итого | × | × | × | -20 |
Технологические и технические факторы: 1. Разработка новых технологий выпуска и использования продукции 2. Совершенствование оборудования для производства продукции 3. Появление новых видов упаковки и тары 4. Физический и моральный износ оборудования |
2
3
2 3 |
1
1
1 2 |
+1
+1
+1 -1 |
+2
+3
+2 -6 |
Итого | × | × | × | +1 |
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Общие требования к выполнению и содержанию курсовой работы
- 1.1. Последовательность выполнения и защиты курсовой работы
- 1.2. Рекомендуемые темы курсовых работ
- 1.3. Требования к содержанию и структуре курсовой работы
- 1.4. Порядок оформления курсовой работы
- 2. Указания к выполнению курсовой работы
- 2.1. Управленческий анализ деятельности предприятия
- 2.1.1. Общая характеристика предприятия
- 2.1.2. Анализ внутреннего потенциала предприятия
- 2.1.3. Характеристика продукции (услуг) предприятия
- 2.2. Исследование маркетинговой среды предприятия
- 2.2.1. Анализ внешней среды косвенного воздействия
- 2.2.2. Анализ внешней среды прямого воздействия
- 2.2.3. Swot-анализ деятельности предприятия
- 2.2.4. Изучение потребительских предпочтений
- 2.3. Анализ и формирование комплекса маркетинга предприятия
- 2.3.1. Разработка товарной политики
- 2.3.2. Совершенствование ценовой политики предприятия
- 2.3.3. Формирование политики сбыта продукции
- 2.3.4. Повышение эффективности коммуникативной политики
- 2.4. Рекомендации по планированию маркетинга на предприятии
- 2.4.1. Формирование миссии и маркетинговых целей
- 2.4.2. Разработка маркетинговых стратегий
- 2.4.3. Разработка плана и бюджета маркетинговых мероприятий
- Заключение
- СписОк использованной и рекомендуемой Литературы
- Образец аннотации
- Образец содержания
- Темплан 2010 г., п. 69
- 241035, Г. Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7.