logo
Лекции маркетинг

Порядок ценообразования

Ценообразование – это сложный многоэтапный процесс, который может быть представлен в виде схемы

Цели ценообразования, анализ спроса, анализ издержек, анализ цен конкурентов, анализ факторов, влияющих на цены, выбор методики ценообразования, установление окончательной цены.

Цена – совокупность субъективных и объективных факторов (издержек), которые несет потребитель, покупая данный товар. Объективные факторы – это сама цена а субъективные – те выгоды и не выгоды, которые несет потребитель, покупая данный товар.

Цели ценообразования:

Анализ спроса – проведение полевых исследований.

Анализ издержек – себестоимости, затрат на хранение, транспорта и т.д. издержки бывают постоянные и переменные.

Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)

Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.).

Анализ цен конкурентов проводится с помощью маркетинговых исследований (наблюдение, опрос, эксперимент и т.д.).

Анализ факторов, влияющих на цены – анализ имиджа, атмосферы в коллективе, организационная культура.

Выбор методики ценообразования. Оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта продукции и обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны 3 направления установления цены:

  1. минимизировать уровень цены оптимальными затратами;

  2. максимизировать уровень цены сформулированным спросом;

  3. установить оптимально возможный уровень цен.

Методики расчета цены:

  1. средние издержки плюс прибыль;

  2. метод, основанный на издержках, ориентированных на получение целевой прибыли. Цена устанавливается из расчета желаемого объема прибыли и для возмещения издержек необходима реализация определенного объема продукции.

  3. Методика на основе ощущаемой ценности товара. Суть: затрачиваемые статьи отходят на второй план, а на 1 место выходит интерес покупателей к товару (сервис, гарантии)

Установление цены – заключительный этап. Выбрав методику, предприятие может приступить к расчету, необходимо учитывать психологическую цену.