logo search
Логистика- нормальное

1.Экономический эффект от использования логистики

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведённые в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

1) снизить запасы на всём пути движения материального потока; 2) сократить время прохождения товаров по логистической цепи; 3) снизить транспортные расходы; 4) сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счёт сокращения запасов на всём пути движения материального потока. Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счёт более высокой согласованности действий участников логистических процессов, за счёт повышения надёжности поставок, рационального распределения заказов, а также ряду других причин. Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счёт сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, то есть качеств, которые присуще всей системе в целом, но ни одному из элементов в отдельности. Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название шесть правил логистики: 1) Груз – нужный товар; 2) Качество – необходимого качества; 3) Количество – в необходимом количестве; 4) Время – должен быть доставлен в нужное время; 5) Место – в нужное место; 6) Затраты – с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены. то есть «нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами».

2. Взаимосвязь логистики и маркетинга. Концепция логистики и маркетинга базируется на экономической общности, отражающей сущность рыночных процессов. Маркетинг представляет собой концепцию управления (планирование, организацию и контроль) производством и реализацией продукции, ориентированную на спрос. Логистика является концепцией управления материальными, информационными и иными потоками, ориентированной на эффективное использование потенциальных средств и усилий для решения комплекса задач по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах. В обеих концепциях четко выделяется роль потребителей, а не производителей. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики. Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему. Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики. Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

3. Понятие и виды логистической системы. Логистическая система - это адаптирующаяся система с обратной связью, в границах которой выполняются те или иные логистические операции, состоящая из нескольких элементов, представляющих собой ее подсистемы, имеющая развитые связи с внешней средой и прочные, стабильные связи между элементами системы. Целью создания логистической системы является доставка материально-сырьевых ресурсов и/или товаров в нужное место, в заданном количестве и ассортиментном составе, подготовленных в максимально возможной степени к производственному или личному потреблению при оптимальном уровне издержек производства и об­ращения. Микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материального и сопутствующих ему потоков в процессе производства, снабжения и сбыта. Различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы. Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Внешние логистические системы решают задачи, свя­занные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам на­значения вне производственного технологического цикла. Границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логи­стические функции, логистические операции в распреде­лительной системе при организации продаж готовой про­дукции потребителям и послепродажном сервисе. Макрологистическая система – это система, создаваемая на уровне территориального или административно-территориального образования, для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач по­добного рода, основной целью которой не является извлечение прибыли. Макрологистические системы классифицируют­ся по следующим признакам: 1)по признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные, республикан­ские и межреспубликанские; 2)по объектно-функциональному признаку выделяются макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, меж­ведомственные (межотраслевые), военные, институциональ­ные. Мезологистические системы — это материалопроводящие системы, создаваемые объединенными усилиями контрагентов, связанных хозяйственными договорами. Элементами мезологистических систем, как и макрологистических, являются отдельные организации. Однако если на уровне макрологистики наличие хозяйственных отношений между отдельными предприятиями не является обязательным, то мезологистическая система обеспечивает продвижение потоков конкретной продукции через цепь организаций, связанных между собой конкретными договорами.

4. Характеристика функциональных областей логистики. Объектом логистики, как известно, является сквозной мате­риальный поток, тем не менее на отдельных участках упра­вление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей ло­гистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае на­рушения условий поставки. Любое производственное предприя­тие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функ­ции. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи про­изводственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выпол­няется в пределах территории одного предприятия. Участники    логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате за­ключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием. При управлении материальными потоками в процессе ре­ализации готовой продукции решаются задачи распределитель­ной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предпри­ятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношение властные структу­ры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетво­рительной организации системы распределения продовольствен­ных товаров в регионе положение местной власти будет неста­бильным. При управлении материальными потоками на транспорт­ных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполня­емой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные): работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специ­альным транспортным организациям (транспорт общего поль­зования); работа, выполняемая собственным транспортом всех осталь­ных (нетранспортных) предприятий. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специаль­ного раздела логистики - информационной логистики. Информационная логистика тесно связана с остальными   функциональными областями логистики. Этот раздел рассма­тривает организацию информационных потоков внутри пред­приятия, а также обмен информацией между различными участ­никами логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).

5.Различия характера связей между элементами микрологистических и макрологистических систем. Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватываю­щая предприятия и организации промышленности, посред­нические, торговые и транспортные организации различ­ных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Микрологистические системы управления включают внутрипроизводственную логистическую сферу одного или группы предприятий, объединенных между собой на корпоративной основе. Деком­позицию логистических систем на элементы можно осуще­ствлять по-разному. На макроуровне при прохождении ма­териального потока от одного предприятия к другому в ка­честве элементов могут рассматриваться сами эти предпри­ятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем: закупка— подсистема, которая обеспечивает поступ­ление материального потока в логистическую систему; планирование и управление производством — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выпол­нения различных технологических операций, превращаю­щих предмет труда в продукт труда; сбыт — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы. Между элементами ло­гистической системы имеются существенные связи, кото­рые с закономерной необходимостью определяют интегра-тивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологис­тических системах элементы связаны внутрипроизводствен­ными отношениями. Связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, т. е. логистическая система имеет организа­цию. В рамках макрологистики связи между отдельными мик­рологистическими системами устанавливаются на базе то­варно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако осно­ва их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подраз­деления внутри фирмы, объединения либо другой хозяй­ственной системы, работающие на единый экономический результат.

6. Система поставок «точно в срок» в закупочной логистике. Микрологистическая концепция "точно в срок" (just-in-time) — система поставки комплектующих или товаров непосредственно к месту про­изводственного потребления или к моменту продажи в тор­говом предприятии в требуемом количестве и в нужное время. . Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Тоёта Моторс, а затем и другие автомо­билестроительные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN. Название «just-in-time» концепции несколько позже дали американцы, попытавшие­ся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции ЛТ было потенциальное исключе­ние запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в произ­водственном процессе сборки автомобилей и их основных агрега­тов. Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в нуж­ном количестве, в нужное место (на сборочной линии — конвейе­ре) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке страховые запасы, иммобилизирующие де­нежные средства фирмы, оказывались не нужны. Система JIT ("точно в срок") позволяет максимально снизить уровень запасов поставляемой продукции, что значительно снижает издержки по их хранению и содержанию. Однако, применение данной системы в закупочной логистике повышает требования к надежности не только поставщиков, но и других участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому, если в условиях тра­диционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах "точно в срок" предпочтение отдается перевозчику, спо­собному гарантировать надежность соблюдения сроков дос­тавки. Логистическая концепция JIT характеризуется следующими ос­новными чертами: минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции; небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения за­пасов (поставок);взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков; эффективной информационной поддержкой;высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.