logo search
VvKS_vsyo

14. Средневековые представления о публичной коммуникации,

ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ. КОНЦЕПЦИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ

Средневековый публичный дискурс приходит на смену античному и знаменуется деятельностью христианского теолога, профессионального оратора, занимавшегося еще и преподавательской деятельностью, Августина Аврелия. Именно он определяет основные черты средневекового публичного дискурса и формирует собственную концепцию, в которой он высказал ряд критических замечаний в отношении публичного дискурса. Публичный дискурс античности был очень внимателен к своему инструментарию, но практически не обращался к внутреннему миру, что не нравилось Аврелию. Более того, античный дискурс был зациклен на сложности и формальных критериях, а для того чтобы писать, необходима чистая душа и взрослость ума, присущие средневековому дискурсу. Для определения основного отличия публичного дискурса средневековья от публичного дискурса античности, Аврелий вводит категорию «чудо». Отличительной особенностью средневекового дискурса становится его «полярность» - теперь разные полюсы соотносятся с разными сторонами морали.

Августин Аврелий делает важный вывод о том, что красноречие – это всего лишь способ коммуникации и истина лежит не в нем. Еще одно важное нововведение Аврелия: он предлагает новую концепцию времени, получившей название линейной. В ней у времени появляется прошлое, настоящее и будущее.

Во многом средневековый публичный дискурс можно охарактеризовать как христианский, и тому есть много подтверждений:

Важным «кирпичиком» в средневековом дискурсе является гомилетика, то есть наука о христианской церковной проповеди. В основе гомилетики лежит не убеждение, а внушение. На первый план выступает форма и внешняя красота. В эпоху средневековья не только слово, но и жест является дискурсообразующим элементом. Помимо этого, ритуал начинает играть огромную роль.

Одним из особых классов средневековья были рыцари. Жизнь рыцаря была подчинена разного рода ритуалам и этикету (существовал специально разработанный ритуал поведения рыцарей). Рыцари почти все время проводили за физическими упражнениями, поэтому редко когда были образованы. Для этого был сформирован институт герольдов (предш. горцуны), которые занимались тем, что проводили рыцарские турниры, рассказывали и расхваливали рыцарей перед соревнованиями, представляли публике гербы, организовывали торжества и многое другое. Кроме того они выполняли роль посредников в рыцарских конфликтах, которые разрешались с помощью применения оружия. Главным отличительным качеством рыцаря была щедрость, поэтому от него требовалось легкое отношение к деньгам. Также в обязанности рыцаря входило посвящение стихотворений прекрасным дамам.

Другое средневековое сословие, которому следует уделить внимание, это ремесленники, торговцы и горожане. В средние века происходит формирование цеховых структур и гильдий. В гильдии нельзя было быть лучшим или худшим, то было одинаково плохо, там нужно было «средним», «стандартным». В средневековой гильдии впервые стали использовать торговые клейма. Существовала определенная должность – городские глашатаи, в обязанность которых входило расхваливание продаваемого товара и завлекание прохожих в торговые лавки.

Вывод: средние века существенно обогатили публичный дискурс. Именно в эту эпоху закладываются корни позднейшей дифференциации коммуникативной среды. В средневековом дискурсе можно найти прообразы современной коммерческой рекламы, политического имиджмейкинга.