logo search
Лекции маркетинг

Ценообразование и структура рынка

Чистая конкуренция – продажа товаров одного вида, разного качества большим количеством фирм.

Монополистическая конкуренция – много продавцов и покупателей, на рынок легко войти, но тяжело удержаться, цены разные, товары дифференцированные и используется ряд стратегий ценообразования:

  1. установление цен по географическому признаку (разные регионы – разные цены);

  2. стратегия единой цены. Суть: организация устанавливает единую цену на продукцию с включением транспортных расходов по доставке товара независимо от места положения покупателя;

  3. зональные цены – установление цен для разных зон в зависимости от величины транспортных расходов;

  4. политика базисных пунктов. Фирма устанавливает цену в нескольких базисных пунктах исхода из местных издержек производства и цен рынка. Фактическая цена – цена, с прибавлением транспортных расходов.

  5. стратегия цен выше номинала используется, когда спрос сильно дифференцирован, т.е. реализация товаров категории люкс по очень высоким ценам, потребителям с высоким уровнем дохода, а для других потребителей другие товары, реализуемые по низким ценам.

  6. товар продается с минимальным набором функций по минимальной цене.

Рынок олигополии – конкуренция крупных фирм, товары неоднородные. Используются следующие стратегии:

  1. стратегия следования за лидером;

  2. координация действий по установлению цен. Осуществляется в двух формах:

В ряде стран запрещено законом заключать соглашения по ценам между собой.

Чистая монополия – обладая свободой в установлении цен, монополист исходит из спроса на продукцию, но часто использует принцип ценовой дифференциации.

  1. дифференциация по группам покупателей;

  2. дифференциация по варианту товара или услуги;

  3. дифференциация по территории;

  4. дифференциация по времени;

  5. стратегия множественных цен. Для каждой группы назначается максимально высокая цена, которую он готов заплатить за товар;

  6. стратегия сегментации рынка базируется на неоднородности покупателей и спроса в пределах одного рынка или на различных рынках.

Также существует политика демпинга цен.