logo search
Metod_ukaz_kursovaya_rabota_po_marketingu_Gorno

2.1.2. Анализ внутреннего потенциала предприятия

Сведения о предприятии целесообразно структурировать по функциональным направлениям его деятельности: производство, финансы, кадры и маркетинг. В качестве исследуемого предприятия в курсовой работе могут выступать не только собственно производственные, но и торговые, сервисные, некоммерческие предприятия, организации, учреждения различных видов деятельности и форм собственности. Поэтому при отсутствии производственной деятельности на предприятии в разделе «Производство» следует рассматривать основную деятельность предприятия, согласно уставу (торговую, сервисную).

Анализ производственной деятельности включает рассмотрение следующих вопросов: основные и вспомогательные производственные цехи и участки, оборудование и его мощность в каждом цехе, уровень загрузки производственных мощностей, производственные площади, планы или уже проведённые реконструкции, техническое перевооружение, модернизация, НИОКР, описание производственного процесса по исследуемому продукту, износ основных средств, возраст оборудования, фондоёмкость, фондоотдача, фондовооруженность, фондорентабельность, производительность труда, объём производства в натуральном и стоимостном выражении, уровень технологии, уровень механизации и автоматизации, использование ГОСТов и ТУ, система менеджмента качества (ОТК, ISO), наличие сертификатов качества.

Для оценки финансового состояния предприятия необходимо проанализировать финансово-экономические показатели работы предприятия по данным бухгалтерской отчётности за последние три года. Следует указать виды налогов (налоговых режимов), которые уплачивает (использует) предприятие. В качестве приложений необходимо представить бухгалтерскую отчётность минимум за два года и таблицы с финансовыми показателями.

Для характеристики кадровой составляющей деятельности предприятия следует привести такую информацию: численность персонала, в том числе с разбивкой по полу, возрасту, образованию, квалификации, профессии, категориям (рабочие, служащие, руководители), средний возраст персонала, средняя заработная плата, в том числе по категориям, текучесть кадров, вопросы охраны труда, планы по найму, увольнению, обучению, изменению организационной структуры, тип организационной структуры. В приложениях можно представить схему организационной структуры, положения об оплате труда, о премировании.

При описании маркетинговой деятельности необходимо:

– привести полный перечень выпускаемой продукции (в приложении с прайс-листами), объёмы реализации за последние два-три года по видам продукции (услуг), возможно с поквартальной разбивкой, чтобы выявить сезонность спроса;

– дать краткую характеристику маркетинговой деятельности, осуществляемой именно на данном предприятии: исследование рынка, анализ конкурентов, маркетинговое планирование, контроль, разработка комплекса маркетинга;

– описать, существует ли специальное маркетинговое структурное подразделение, какие другие службы или отдельные сотрудники вовлечены в маркетинговую деятельность.

На основании изложенной информации возможно проведение анализа внутреннего ресурсного потенциала предприятия. Студентам предлагается самим разработать вопросник для анализа потенциала предприятия либо воспользоваться примером в табл. 2.

Таблица 2

Анализ ресурсного потенциала ОАО «Предприятие»

Характеристика

потенциала

Экспертная оценка

сильная

средняя

слабая

Маркетинговая деятельность

Ассортимент продукции

+

Рыночная доля основных продуктов

+

Уровень качества продукции

+

Уровень сервиса

+

Уровень затрат на рекламу

+

Репутация организации

+

Организация сбыта

+

Окончание табл. 2

Характеристика

потенциала

Экспертная оценка

сильная

средняя

слабая

Философия маркетинга

+

Производство (оказание услуг)

Уровень производственных издержек

+

Состояние основных фондов

+

Использование современных технологий

+

Уровень НИОКР и нововведений

+

Использование информационных технологий

+

Процент загрузки производственных мощностей

+

Качество производственного управления

+

Своевременность поставок сырья

+

Гибкость производственных линий

+

Финансы

Уровень прибыльности

(рентабельность)

+

Финансовая стабильность

+

Рентабельность инвестиций

+

Доля собственного капитала

+

Возможность получения кредита

+

Финансовый баланс

+

Кадры

Возрастная структура работников

+

Численность персонала

+

Квалификация персонала

+

Квалификация руководства

+

Уровень образования

+

Менеджмент

Предпринимательская культура

+

Организационная структура управления

+

Цели и стратегии

+

Система мотивации сотрудников

+

В качестве источников информации о состоянии ресурсного потенциала может выступать не только документация предприятия, но и сведения, полученные в ходе опроса специалистов и руководства.

Для оценки ресурсного потенциала возможно использование SNW-анализа, который включает экспертную оценку всех сторон деятельности предприятия. В качестве экспертов могут выступать специалисты предприятия и отрасли, маркетинговые аналитики и консультанты. Для анализа вводится оценочная шкала: сильным сторонам присваиваются два балла, нейтральным (по которым фирма занимает среднее положение в отрасли или на рынке, то есть не уступает и не превосходит конкурентов) – один балл, слабые стороны деятельности предприятия оцениваются в ноль баллов. Далее рассчитывается итоговая SNW-оценка как отношение суммы оценок всех показателей деятельности к количеству показателей. Если SNW-оценка равна единице, то предприятие занимает на рынке нейтральное положение, то есть не имеет явных конкурентных преимуществ, больше единицы – превосходит конкурентов в чём-либо, меньше единицы – отстаёт от конкурентов (табл. 3).

Таблица 3

SNW-анализ внутренней среды ОАО «Предприятие»

Наименование стратегической

позиции

S

(сильная позиция)

N

(нейтральная позиция)

W

(слабая позиция)

Стратегия организации

1

Бизнес-стратегия по продуктам:

– продукт 1

– продукт 2

– продукт 3

2

2

1

Организационная структура

1

Финансы как общее финансовое положение

1

Финансы как состояние текущего баланса

1

Финансы как финансовая структура

0

Финансы как доступность инвестиционных ресурсов

0

Финансы как уровень финансового

менеджмента

1

Продукция с точки зрения конкурентоспособности:

– продукт 1

– продукт 2

– продукт 3

2

1

1

Окончание табл. 3

Наименование стратегической

позиции

S

(сильная позиция)

N

(нейтральная позиция)

W

(слабая позиция)

Структура затрат (уровень себестоимости):

– продукт 1

– продукт 2

– продукт 3

0

0

0

Организация сбыта

2

Информационные технологии

1

Инновации

0

Способность к лидерству руководства

1

Способность к лидерству всего персонала

1

Уровень производства в целом

1

Качество материальной базы

0

Квалификация инженеров

2

Квалификация рабочих

1

Уровень маркетинга

2

Уровень менеджмента

2

Качество торговой марки

1

Качество персонала

1

Репутация на рынке

1

Репутация как работодателя

2

Отношение с органами власти

2

Отношение с профсоюзами

2

Отношения с контрагентами

1

Итого

20

17

0

По данным табл. 3 можно рассчитать итоговую SNW-оценку по формуле:

где Σ (S, N, W) – суммарная оценка всех показателей, n – количество стратегических позиций предприятия;

Таким образом, обобщённая оценка деятельности предприятия показывает, что оно имеет довольно сильные позиции на рынке, хотя отдельные показатели характеризуются как слабые.

В качестве заключения к пункту необходимо сделать выводы о наличии потенциала предприятия в условиях рынка: в каких областях, какие особые способности и неиспользованные возможности имеет предприятие, в каких областях нет достаточной компетенции; оценить конкурентные преимущества, которые необходимо использовать и развивать.