logo
Paliy_N

Анализ потребительских преимуществ инновационных товаров

Каждый товар обладает комплексом характеристик - в чем-то он уступает конкурентам, в чем-то - превосходит. Отличительные особенности продукта могут быть ощущаемыми, неощущаемыми и воображаемыми.

Ощущаемые различия определить наиболее просто. Они визуально очевидны до покупки - это может быть вес, запах, размер, цвет, мягкость или яркость. Потребитель может сам определить разницу между товарами, и посторонняя помощь ему при этом не нужна. Если различия - в пользу продаваемого товара, то маркетологу необходимо обратить на них внимание потребителя. Гораздо сложнее положение, когда конкурентные товары обладают более привлекательными ощущаемыми характеристиками. В этом случае задача сводится к тому, чтобы переключить внимание потребителя на неощущаемые или воображаемые различия, где товар имеет преимущество перед конкурентами.

Неощущаемые различия реально существуют, но не бросаются в глаза. Например, это может быть разница во вкусе пищевых продуктов, устойчивость работы двигателя автомобиля, долговечность бытовой техники. Различия могут быть неощущаемыми или скрытыми вначале, но они существуют и могут оказать сильное влияние на желание приобрести тот или иной продукт. Для того, чтобы потребитель оценил неощущаемые достоинства продукта и приобрел товар, он должен либо сам испытать его (именно поэтому иностранными компаниями, продвигающими на украинский рынок свои товары, широко используется практика „семплинга” (sampling) - раздачи бесплатных образцов товара: когда потребитель сам попробовал товар, неощущаемые различия превращаются для него в ощущаемые, испытанные), либо получить доказательства, что эти различия действительно существуют.

На этом основан прием „свидетельствования” (testimonial) в рекламе, когда один из представителей целевого сегмента утверждает, что именно этот товар обладает исключительными особенностями и именно его стоит приобрести.

К неощущаемым различиям также можно отнести поддержку и консультации для технически сложных товаров (компьютеров, автомобилей, станков и инструментов), а также гарантию и дополнительные услуги, приобретаемые вместе с товаром. Все эти элементы придают дополнительную ценность товару, а иногда имеют решающее значение при принятии решения потребителем.

Воображаемые различия между товарами (привнесенные) - это различия, созданные искусственно путем рекламы, других методов продвижения товара. Оригинальная торговая марка, упаковка, способ продажи и реклама добавляют новую ценность к товару. Воображаемые различия могут быть как изначально заложены в товаре (вкус, долговечность), так и созданы продавцом товара или услуги.

Ярким примером того, насколько важны воображаемые различия, служит пример. Существует специальная терминология, описывающая этот тип отношений - ОЕМ-поставки. OEM-компания (Original Eqiupment Manufacturer - компания-производитель в отличие от компании-сборщика или продавца) часть произведенной ею продукции продает под собственной маркой, а часть (обычно по более низкой цене) продает другим компаниям, которые снабжают готовые изделия маркой, обеспечивают рекламной, маркетинговой и технической поддержкой. Складывается ситуация, что товар один и тот же, продается в одних и тех же магазинах, но под разными торговыми марками и по разным ценам. Классическим примером ОЕМ-производителя является компания Sony. Заводы Sony производят мониторы, известные под марками NEC, ViewSonic. Таким образом, в одном и том же магазине можно встретить 6 мониторов под разными марками, технологически являющимися одним и тем же изделием. Разница в цене между аналогичными моделями может составлять до 20%, и тем не менее, мониторы Sony продаются очень успешно.

Интересно заметить, что важность преимуществ для потребителя не зависит от того, ощущаемым, неощущаемым или воображаемым является преимущество - иногда потребитель предпочитает неощущаемое различие (например, экономичность автомобиля) или даже воображаемое (соображения престижа) ощущаемому (дизайну).