Анализ конкурентных преимуществ новых товаров
Конкурентоспособность нового товара – это его способность в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка и быть проданным при наличии на рынке предложений других аналогичных товаров.
В товарной политике существуют четыре способа достижения конкурентных преимуществ:
предоставить клиенту товар с параметрами, превосходящие аналоги;
предоставить исключительное качество товара;
предложить более высокий уровень обслуживания;
разработать исключительный бренд-имидж.
Целью создания и продажи инновации является получение хозяйствующим субъектом прибыли от продажи новых товаров для повышения конкурентоспособности, увеличения прибыли.
Основными мотивами создания и продажи инноваций являются:
повышение конкурентоспособности своих новых товаров;
повышение своего имиджа на рынке;
захват новых рынков;
увеличение величины денежного потока;
снижение ресурсоемкости товара.
Конкурентоспособность инновационного товара определяется, прежде всего, его свойствами, представляющими интерес для покупателей, то есть свойствами, позволяющими товару удовлетворять потребности покупателей.
Конкурентоспособность нового товара обусловлена следующими факторами:
соответствием качества товара принятым стандартам;
более низкой ценой при одинаковом уровне качества;
надежность поставщика в обеспечении качества товара и его поставок;
наличием надежного послепродажного сервиса;
соответствием товара международным и национальным стандартам, обеспечивающим его совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;
рекламой.
Основными объективными предпосылками покупки инноваций являются такие:
Изменения в производственно-торговом процессе.
Изменения в системе налогообложения.
Тенденции на международном рынке.
Повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Получение в перспективе дохода на вложенный капитал.
К субъективным факторам конкурентных преимуществ новых товаров относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, психологические способности.
Большинство нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности. Конкуренция заставляет предпринимателя постоянно искать и находить новые виды товаров и услуг, улучшать качество продукции, расширять ее ассортимент, снижать издержки производства, оперативно реагировать на изменение желаний потребителей. В то же время конкуренция в области инновационной деятельности - это своего рода конкурс неординарных решений научно-технических, социально-экономических и других не менее важных проблем.
Следует отметить, что конкуренция в инновационной сфере имеет такие особенности:
конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;
конкуренция способствует освоению предпринимателями продукции высокого качества по устоявшимся ценам в целях удержания потребителей;
конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
конкуренция вынуждает предпринимателя к постоянному поиску новых видов товаров и услуг, которые нужны потребителям.
Известный специалист в области маркетинга Майкл Портер [27] предложил иерархию конкурентных преимуществ с точки зрения их значимости, которую необходимо использовать при оценке концепции нового товара.
Преимущества низкого ранга (доступное сырье, дешевая рабочая сила) - придают фирме недостаточную конкурентоспособность, так как они широко распространены и легкодоступны конкурентам.
К преимуществам более высокого порядка относят репутацию фирмы, связи с клиентами, а также инвестиционную привлекательность фирмы.
Важным конкурентным преимуществом могут являться цели и мотивация владельцев, менеджеров и персонала фирмы. Существует и региональный аспект приобретения конкурентных преимуществ. Но эти факторы изменчивы и не позволяют долго удерживать конкурентные преимущества. Поэтому конкурентные преимущества наиболее высокого порядка связаны с коренными изменениями в деятельности фирмы.
К конкурентным преимуществам наивысшего порядка М. Портер относит технический уровень продукции, запатентованную технологию производства и высокий уровень квалификации сотрудников [27].
Следовательно, среди внутренних факторов конкурентоспособности фирмы ведущая роль принадлежит технологическому фактору, а важнейшим источником конкурентного преимущества является постоянное обновление и инновационное развитие производства.
Максимальное наращивание конкурентных преимуществ возможно, если:
фирма обладает новой совершенной технологией,
созданы оптимальные каналы в продвижении товаров,
имеется значительный спрос,
отсутствует интенсивная конкуренция.
Заметим, что конкурентные преимущества обычно достигаются за счет наступательной стратегии, которой сложно противостоять конкурентам. А, в свою очередь, оборонительные стратегии помогают защитить и продлить жизненный цикл конкурентного преимущества.
Фирма сможет создать конкурентные преимущества за относительно короткий период, если:
проводит разработку широкого спектра технологий, способных стать доминирующими;
осуществляет широкий спектр поисковых НИОКР, при котором новые технологические принципы соответствуют новым потребностям;
организационная структура и производственные системы фирмы нацелены на адаптацию к рыночным запросам;
фирма производит широкий ассортимент товаров, их модификаций.
- Имени Михаила Туган-Барановского
- Донецк 2011 содержание
- Тема 1. Инновационные идеи
- Основы товарной инновационной политики.
- Основы товарной инновационной политики
- Генерация идей новых товаров
- Методики генерации идей
- Перечисление признаков.
- Принудительное сочетание.
- Морфологический анализ.
- Рефрейминг.
- Метод провокаций.
- Определение проблем потребителей.
- Метод инверсии.
- Синектика.
- Метод сочетания несочетаемого.
- Латеральное мышление.
- Метод scamper.
- Такой анализ дает массу идей для модификации существующих и создания новых продуктов.
- Генерированные идеи следует оценить и выбрать из них наиболее оптимальные для деятельности фирмы. Этот этап получил название отбор (селекция) идей.
- Система измерения инноваций
- Референтные группы в системе инноваций
- Тема 2. Разработка нового товара
- Сущность и критерии нового товара.
- Разработка концепции нового товара.
- Концепция тqм.
- Сущность и критерии нового товара
- Разработка концепции нового товара
- Приемы разработки концепции новых товаров
- Анализ конкурентных преимуществ новых товаров
- Как удержать достигнутые конкурентные преимущества?
- 1. Твори добро
- 2. Напишите мантру
- 3. Беритесь за дело
- 4. Сформулируйте бизнес-модель
- 5. Не распыляйтесь
- 6. Определите нишу
- 7. Презентации 10-20-30
- 8. Нанимайте одержимых людей
- 9. Преодолейте барьер выхода на рынок
- 10. Пробейтесь через облака
- 11. Не слушайте «советчиков»
- Концепция тqм
- Тема 3. Рынок инноваций
- Будущее маркетинга
- Стратегические подходы: стратегия “голубого океана” и стратегия “алого океана”
- Особенности рынка инноваций
- Ценовая политика на рынке инноваций
- IV. Факторы характеристики товара.
- Сегментация рынка инноваций
- Позиционирование инновационных товаров
- Определение текущей позиции.
- Выбор желаемой позиции.
- Разработка стратегии для достижения желаемой позиции.
- Разработка бренда инновационного товара
- Life-placement - новый метод продвижения товаров-новинок
- Тема 4. Особенности потребительского поведения
- Особенности восприятия нового товара.
- Рациональное потребительское поведение
- 1.2. Традиционное поведение потребителя.
- 1. 3. Спорадическое („случайное”) поведение.
- 1. 4. Инструментальное поведение.
- 1.5. Ценностно-ориентированное потребление (или статусное потребление).
- Иррациональное потребительское поведение
- Эволюция взглядов на потребительское поведение
- Анализ потребительских преимуществ инновационных товаров
- Глобализация потребления: причины, тенденции, ограничения
- Тема 5. Товарная политика в интернете
- Особенности товарной политики в Интернете
- Наконец, все более значимым становится исход миллионов людей в виртуальные вселенные и одновременно — экспансия виртуальных экономик в реальные миры.
- Составляющие товарной политики в Интернете
- Влияние Интернета на товарную политику
- Развитие финансовых услуг в Интернете
- Проблемы и перспективы товарной политики в Интернете
- Литература