Пищевой промышленности
Пищевую промышленность можно определить как совокупность отраслей промышленности и отдельных производств, специализированных на выпуск продуктов питания. В пищевой промышленности в настоящее время насчитывается более 30 подотраслей, объединяющих около 15 тыс. предприятий. По сравнению с 1990 г. их количество увеличилось в 2,2 раза. Преобладающими формами собственности являются смешанная и частная, на долю которых приходится соответственно 50,4% и 34,6% производимой продукции.
В настоящее время в России пищевая промышленность является широко развитой отраслью и развивается ускоренными темпами. В пищевой промышленности, обеспечивающей 30,3% от общего выпуска продукции, индекс промышленного производства составил 102,5%, что можно считать неплохим результатом, учитывая динамичное развитие пищевой промышленности на протяжении ряда последних лет. Несмотря на такое прогрессивное развитие, предприятия пищевой промышленности испытывают потребность в работниках. На их долю приходится 10,6% всей потребности промышленности. Кроме того, в пищевой промышленности достаточно высокий уровень оплаты труда. Промышленность была и остается крупным и надежным источником налоговых поступлений в бюджетную систему, а пищевая промышленность внесла наибольший вклад в доходную часть консолидированного бюджета − почти 9,3 млрд. рублей (33,0% от общего объема поступлений от промышленности).
В составе пищевой промышленности имеются отрасли добывающей, перерабатывающей, обрабатывающей промышленности. К добывающим отраслям относятся соляная, рыбодобывающая и часть безалкогольной промышленности - добыча и розлив минеральных вод. Остальные отрасли пищевой промышленности делятся по стадиям обработки пищевого сырья и производства пищевого продукта на перерабатывающую и пищевкусовую промышленность.
В зависимости от особенностей организации производства различают сезонные и несезонные отрасли. К сезонным отраслям относятся, как правило, большинство перерабатывающих отраслей.
Роль и значение пищевой промышленности определяется тем, что она производит продукт питания, пищу. Пищевая промышленность главенствует среди отраслей промышленности по доле производимого ею валового внутреннего продукта, национального и чистого дохода. Пищевики производят свыше пятой части всей промышленности по указанным показателям, хотя они составляют лишь около семи процентов ее численности персонала и такой же мизерной долей представлена в стоимости основных производственных фондов, во всем производственном аппарате. Как часть агропродовольственного комплекса как раз отрасли пищевой промышленности формируют как продуктовые подкомплексы, так и агропромышленные системы - свеклосахарную, масложировую, зерновую и т.д.
Принадлежность пищевой и перерабатывающей промышленности ко всей промышленности и агропромышленному комплексу еще раз подтверждает ее ведущую роль к сфере материального производства и социально-экономической жизни общества. В стратегии развития народнохозяйственного комплекса России до 2010 года отраслям пищевой промышленности придается приоритетное значение как отрасли, обеспечивающие продовольственную безопасность страны.
В отраслях пищевой промышленности структурные сдвиги в ближайшей перспективе будут осуществлены в следующих направлениях.
1. Приоритетное развитие отраслей по первичной переработке сельскохозяйственного сырья. Это обеспечит сохранность выращенного пищевого сырья. Как известно, до 40% объема произведенной сельскохозяйственной продукции, в том числе пищевого сырья не доходили до потребителя. Примерно половина потерь связана с отсутствием достаточной мощности перерабатывающих отраслей.
2. Существенное увеличение мощностей по хранению сельхозсырья, в том числе холодильников, элеваторно-складского хозяйства и т.п. Это опять-таки сохранит значительную долю потерь в технологической цепи «поле-магазин».
3. Более ускоренное развитие отраслей пищевой промышленности, пока не обеспечивающих в значительной мере население своей продукцией по физиологическим нормам питания - мясомолочной, свеклосахарной, кондитерской и пр.
4. Приоритетное развитие отраслей пищевой промышленности, производящих высококачественные в физиологическом отношении продукты питания.
5. Создание новых отраслей и производств по утилизации вторичных ресурсов пищевого сырья. Это обеспечит увеличение выпуска продукции до 20 % от нынешнего объема.
6. Создание запаса мощностей в отраслях по первичной переработке скоропортящегося сезонного сельскохозяйственного сырья, позволяющего их переработку в оптимально сжатый срок в данной зоне и обеспечивающего максимальный выход продукции. Критерий эффективности в этих отраслях - максимальная сохранность сырья.
7. Формирование новых отраслей, продуктовых подкомплексов и агропромышленных подсистем на основе достижений научно-технического прогресса. Создание эффективных пищевых продуктов, ресурсосберегающих и безотходных технологий в полной мере удовлетворяющих запрос потребителей и хозяйствующих субъектов рынка.
8. Поэтапное снижение объемов производств неэффективных и неконкурентоспособных отраслей, их ликвидация с учетом бесспорных преимуществ поставок по импорту, вхождения в мировое хозяйство и участия в международном разделении труда.
- В.Г. Шадрин, о.В. Коновалова маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Оглавление
- Введение
- 1. Особенности маркетинга в пищевой промышленности
- 1.1. Состояние и характеристика
- Пищевой промышленности
- 1.2. Роль маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятий отрасли
- 1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
- 2. Характеристика рынков продукции пищевой промышленности
- 2.1. Характеристика продукции
- Пищевой промышленности
- 2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
- 3. Внешняя и внутренняя среда предприятий пищевой промышленности
- 3.1. Анализ факторов внутренней и внешней среды
- 3.2. Особенности организационной структуры, управления
- 4. Конкуренты на рынке пищевой продукции
- 4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
- 4.2. Классификация товаров конкурентов
- 4.3. Оценка состояния конкурентной среды
- 4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов
- 4.5. Оценка конкурентоспособности продуктов питания
- 4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
- 4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности
- 4.8. Выбор конкурентных стратегий для предприятий-производителей пищевой продукции
- 5. Особенности комплекса маркетинга в пищевой промышленности
- 5.1. Разработка ценовой политики
- Для продуктов питания
- 5.2. Ценообразование в пищевой промышленности
- 5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания
- 5.4. Маркетинговые коммуникации на рынке продуктов питания
- 5.5. Особенности рекламы продуктов питания, брендинг
- 6. Потребители продукции пищевой промышленности
- 6.1. Особенности сегментации
- 6.2. Сегментация по потребителям и параметрам продукта
- 7. Маркетинговые стратегии для предприятий пищевой промышленности
- 8. Управление маркетингом на предприятиях пищевой промышленнсти
- 9. Маркетинг в сфере услуг
- 9.1. Сущность услуги как товара
- 9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
- 9.3. Особенности маркетинга общественного питания
- Список литературы
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52