4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
В XXI веке приоритетным фактором в обеспечении конкурентоспособности пищевой продукции остается не только безопасность, гарантируемая сегодня государством в соответствии с новой концепцией технического регулирования, но и конкурентоспособное качество. С учетом жесткой конкуренции на российском агропродовольственном рынке, повышение качества и безопасности становится императивом стратегии развития пищевой промышленности. Шире и активней стали применяться защитные меры отечественных товаропроизводителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов. Поэтому главным направлением развития в области пищевой промышленности становится усиление конкурентных преимуществ по сравнению с зарубежной продукцией на внутреннем и внешнем рынках, а также ускорение темпов роста производства основных видов продовольственных товаров.
Большое внимание в отраслях уделяется улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных технологий, освоению новейших методов и видов упаковки. Эти меры позволяют завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Сегодня из России экспортируется мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнечное, папиросы и сигареты, водка и другие товары.
Рынки продукции пищевой промышленности имеют отчетливо выраженную региональную специфику, так как большая часть потребляемых продовольственных товаров производится предприятиями региона. В большинстве случаев эти предприятия являются локальными монополистами, как в районном, так и в региональном масштабе. У производителей товаров ежедневного потребления (хлеба, молока и др. продуктов) всегда остается почти гарантированный объем сбыта. Соответственно, эти сегменты рынка являются наименее рискованными. К группе низкого риска можно отнести также и предприятия, входящие в состав федеральных или международных холдингов — их производственные и сбытовые риски могут быть перераспределены управляющей компанией. А вот всех остальных, вполне вероятно, в будущем ждут потери из-за все усиливающейся конкуренции на рынке.
Характеристики конкурентной среды продовольственного рынка в целом:
- рост реальных доходов населения, повлекший за собой изменение структуры спроса на продовольствие (переориентация потребителей на продукцию более высокого качества и большей глубины переработки);
- ужесточение конкуренции на большинстве продовольственных рынков, нарастание интенсивности консолидационных процессов во многих подотраслях пищевой промышленности;
- невысокий уровень рентабельности большей части пищевой продукции (в целом по отрасли – не более 10 %); жесткая зависимость прибыльности производства продукции и добавленной стоимости от степени переработки сырья;
- рост импорта продовольствия вследствие укрепления рубля, роста реальных доходов населения и недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров.
В целом рынок продукции пищевой промышленности обладает значительным потенциалом роста вследствие недоиспользования производственных мощностей и отставания фактического потребления продовольствия от рациональных научно обоснованных норм.
- В.Г. Шадрин, о.В. Коновалова маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Оглавление
- Введение
- 1. Особенности маркетинга в пищевой промышленности
- 1.1. Состояние и характеристика
- Пищевой промышленности
- 1.2. Роль маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятий отрасли
- 1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
- 2. Характеристика рынков продукции пищевой промышленности
- 2.1. Характеристика продукции
- Пищевой промышленности
- 2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
- 3. Внешняя и внутренняя среда предприятий пищевой промышленности
- 3.1. Анализ факторов внутренней и внешней среды
- 3.2. Особенности организационной структуры, управления
- 4. Конкуренты на рынке пищевой продукции
- 4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
- 4.2. Классификация товаров конкурентов
- 4.3. Оценка состояния конкурентной среды
- 4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов
- 4.5. Оценка конкурентоспособности продуктов питания
- 4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
- 4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности
- 4.8. Выбор конкурентных стратегий для предприятий-производителей пищевой продукции
- 5. Особенности комплекса маркетинга в пищевой промышленности
- 5.1. Разработка ценовой политики
- Для продуктов питания
- 5.2. Ценообразование в пищевой промышленности
- 5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания
- 5.4. Маркетинговые коммуникации на рынке продуктов питания
- 5.5. Особенности рекламы продуктов питания, брендинг
- 6. Потребители продукции пищевой промышленности
- 6.1. Особенности сегментации
- 6.2. Сегментация по потребителям и параметрам продукта
- 7. Маркетинговые стратегии для предприятий пищевой промышленности
- 8. Управление маркетингом на предприятиях пищевой промышленнсти
- 9. Маркетинг в сфере услуг
- 9.1. Сущность услуги как товара
- 9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
- 9.3. Особенности маркетинга общественного питания
- Список литературы
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52