logo
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности

Рынок хлебобулочной промышленности насыщен, объемы его производства ежегодно идут на спад. В целях сохранения своих позиций на рынке предприятия расширяют ассортимент  продукции в соответствии с новейшими тенденциями. Однако даже расширение линейки продукции и модернизация производства не позволяют хлебопекам нарастить объемы производства. На рынке производства хлебобулочных изделий в целом по Российской Федерации последние 6 – 7 лет происходит снижение объемов производства на 5-7% ежегодно. Наибольшее сокращение выпуска было отмечено в Уральском и Приволжском федеральных округах. Самые крупные производители хлеба и хлебных изделий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах, их суммарная доля в общем объеме выпуска хлебной продукции России превышает 50%.

Совокупная мощность российских хлебозаводов (из них 1,5 тыс. крупных) и пекарен составляет примерно 25 млн т в год. Они способны вырабатывать ежесуточно около 70 тыс. т хлеба более 700 наименований, или около 500 г хлеба на человека. Продукция малых пекарен, а это около 10% выпуска, дополняет ассортимент хлебозаводов.

По оценке экспертов, цена на хлеб будет увеличиваться примерно на 10%. Сдерживающим фактором цены может стать комплекс социально-экономических мер, принимаемых властями. Продают хлеб и хлебобулочные изделия как сами товаропроизводители (хлебозаводы, пекарни), так и предприятия розничной торговли, а также прочие мелкие торговцы, которые закупают продукцию либо напрямую у производителей, либо у оптовиков. При этом доля мелкой розницы весьма значительна и, по некоторым сведениям, достигает 30% всего объема продаж.

Кроме того, хлебная продукция может продаваться в специализированных и обычных продуктовых магазинах. Первые получают хлеб от нескольких поставщиков, как правило, не менее 4-5; вторые — от 2-3 производителей.

Конъюнктура хлебобулочного рынка постоянно изменятся в соответствии с растущими требованиями. Люди более серьезно стали относиться к здоровому образу жизни. В результате за последние два года расширился ассортимент хлебобулочных изделий лечебно-профилактического назначения. Наметилась устойчивая тенденция снижения потребления хлеба, и предприятия стали снижать вес выпускаемых изделий. Например, вес одного пирожного снизился со 100 до 40-50 граммов. Кроме того, произошло уменьшение производства хлеба массовых сортов при увеличении выпуска булочных и кондитерских изделий.

Конъюнктура молочного рынка на сегодня благоприятная. Спрос на молоко сейчас значительно превышает предложение. Эта тенденция наблюдается и в России, и в мире. Молоко самый дешевый и полноценный белок, который к тому же дает огромный ассортимент продуктов питания. Поэтому на всех растущих рынках для производителей молока сегодня складывается благоприятная конъюнктура. Главная российская особенность состоит в том, что сельское хозяйство у нас до сих пор не вошло в рынок. Не все сферы агробизнеса стали рыночными. У молочной отрасли две основные проблемы - это техническая отсталость большинства животноводческих ферм и острейший кадровый дефицит.

Что касается цен на сырое молоко, то в Центральном регионе России и в московской сырьевой зоне цена на сырое молоко в среднем составляет 17,5 руб/л, в Поволжье - 15,5 руб/л, в ЮФО - 16,5 руб/л, на Урале и в Сибири - 13,5-14 руб/л. В период очередной сезонности предложение сырого молока традиционно растет, но провальных падений цен, как это было до 2007 года, уже не будет.

В Кузбассе в настоящее время предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности - это отрасль, представляющая собой комплекс разных по объемам производства и численности предприятий и холдингов, задачи которых - обеспечение населения области качественными и в широком ассортименте продуктами питания. На территории области работает 80 крупных перерабатывающих предприятий и более 500 малых цехов, выпускающих большой ассортимент продуктов питания. Наравне с крупными заводами успешно работают предприятия малого и среднего бизнеса. Более пятисот небольших организаций выпускают муку и хлеб, копченую колбасу и рыбопродукты, пиво и безалкогольные напитки. Более 30 процентов объема продукции вырабатывается этими предприятиями. И число мелких и средних предпринимателей ежегодно растет. Важно то, что эти предприятия закупают и заготавливают сырьевые ресурсы у нас в области. Растёт объем производства продуктов питания. В 2007 году он составил 14,2млрд. рублей. Прирост к 2006 году - 4,5 %. За последние 5 лет 40 % предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности перешли на новое современное оборудование. Как следствие - растёт ассортимент выпускаемой продукции. Только за 2007 год предприятия отрасли произвели 200 новых видов продуктов питания.

В отрасль активно внедряется малый и средний бизнес. В 2007 году в области открыто 20 новых предприятий по выпуску хлеба, кондитерских изделий, переработке молока и мяса. Частные инвестиции составили 2 млрд. рублей - в 2 раза больше, чем в 2006 году.

Сегодня в области работают 12 хлебозаводов и 300 малых предприятий по производству хлеба. Каждые сутки они выпекают 500 тонн продукции. В хлебопекарной отрасли работа по расширению ассортимента и внедрению новых сортов хлебобулочных изделий с использованием витаминов.

Основной тенденцией молочного рынка является переход переработчиков региона на увеличение производства высокотехнологичных продуктов в соответствии с современными технологиями:

а) десертная группа - творожки, глазированные сырки, сокосодержащие напитки, соки на основе молочной сыворотки;

б) молочные продукты лечебно-профилактического назначения;

в) продукты лечебно-профилактического назначения для детей.

В мясной отрасли тенденции на совершенствование существующих и разработка прогрессивных технологий длительного хранения, принципиально новых систем охлаждения, в целях улучшения обеспечения населения полноценными продуктами питания.

Разработан большой ассортимент диетической продукции:

а) продукция из мяса птицы, которое богато белками, обладает низкой энергетической ценностью;

б) продукты для детей различных возрастных групп.

В кондитерской отрасли с внедрением новых технологий увеличится выпуск диетических продуктов питания - галеты, печенье, обогащенные витаминами конфеты, конфеты желейные, которые содержат пектины, выводящие из организма радионуклиды.

В безалкогольной промышленности предприятия делают ставку на увеличение витаминизированных напитков нового поколения, такие как сокосодержащие напитки с витаминами, сладкие напитки с содержанием йода и железа, фтора и йода.