2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
Рынок хлебобулочной промышленности насыщен, объемы его производства ежегодно идут на спад. В целях сохранения своих позиций на рынке предприятия расширяют ассортимент продукции в соответствии с новейшими тенденциями. Однако даже расширение линейки продукции и модернизация производства не позволяют хлебопекам нарастить объемы производства. На рынке производства хлебобулочных изделий в целом по Российской Федерации последние 6 – 7 лет происходит снижение объемов производства на 5-7% ежегодно. Наибольшее сокращение выпуска было отмечено в Уральском и Приволжском федеральных округах. Самые крупные производители хлеба и хлебных изделий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах, их суммарная доля в общем объеме выпуска хлебной продукции России превышает 50%.
Совокупная мощность российских хлебозаводов (из них 1,5 тыс. крупных) и пекарен составляет примерно 25 млн т в год. Они способны вырабатывать ежесуточно около 70 тыс. т хлеба более 700 наименований, или около 500 г хлеба на человека. Продукция малых пекарен, а это около 10% выпуска, дополняет ассортимент хлебозаводов.
По оценке экспертов, цена на хлеб будет увеличиваться примерно на 10%. Сдерживающим фактором цены может стать комплекс социально-экономических мер, принимаемых властями. Продают хлеб и хлебобулочные изделия как сами товаропроизводители (хлебозаводы, пекарни), так и предприятия розничной торговли, а также прочие мелкие торговцы, которые закупают продукцию либо напрямую у производителей, либо у оптовиков. При этом доля мелкой розницы весьма значительна и, по некоторым сведениям, достигает 30% всего объема продаж.
Кроме того, хлебная продукция может продаваться в специализированных и обычных продуктовых магазинах. Первые получают хлеб от нескольких поставщиков, как правило, не менее 4-5; вторые — от 2-3 производителей.
Конъюнктура хлебобулочного рынка постоянно изменятся в соответствии с растущими требованиями. Люди более серьезно стали относиться к здоровому образу жизни. В результате за последние два года расширился ассортимент хлебобулочных изделий лечебно-профилактического назначения. Наметилась устойчивая тенденция снижения потребления хлеба, и предприятия стали снижать вес выпускаемых изделий. Например, вес одного пирожного снизился со 100 до 40-50 граммов. Кроме того, произошло уменьшение производства хлеба массовых сортов при увеличении выпуска булочных и кондитерских изделий.
Конъюнктура молочного рынка на сегодня благоприятная. Спрос на молоко сейчас значительно превышает предложение. Эта тенденция наблюдается и в России, и в мире. Молоко самый дешевый и полноценный белок, который к тому же дает огромный ассортимент продуктов питания. Поэтому на всех растущих рынках для производителей молока сегодня складывается благоприятная конъюнктура. Главная российская особенность состоит в том, что сельское хозяйство у нас до сих пор не вошло в рынок. Не все сферы агробизнеса стали рыночными. У молочной отрасли две основные проблемы - это техническая отсталость большинства животноводческих ферм и острейший кадровый дефицит.
Что касается цен на сырое молоко, то в Центральном регионе России и в московской сырьевой зоне цена на сырое молоко в среднем составляет 17,5 руб/л, в Поволжье - 15,5 руб/л, в ЮФО - 16,5 руб/л, на Урале и в Сибири - 13,5-14 руб/л. В период очередной сезонности предложение сырого молока традиционно растет, но провальных падений цен, как это было до 2007 года, уже не будет.
В Кузбассе в настоящее время предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности - это отрасль, представляющая собой комплекс разных по объемам производства и численности предприятий и холдингов, задачи которых - обеспечение населения области качественными и в широком ассортименте продуктами питания. На территории области работает 80 крупных перерабатывающих предприятий и более 500 малых цехов, выпускающих большой ассортимент продуктов питания. Наравне с крупными заводами успешно работают предприятия малого и среднего бизнеса. Более пятисот небольших организаций выпускают муку и хлеб, копченую колбасу и рыбопродукты, пиво и безалкогольные напитки. Более 30 процентов объема продукции вырабатывается этими предприятиями. И число мелких и средних предпринимателей ежегодно растет. Важно то, что эти предприятия закупают и заготавливают сырьевые ресурсы у нас в области. Растёт объем производства продуктов питания. В 2007 году он составил 14,2млрд. рублей. Прирост к 2006 году - 4,5 %. За последние 5 лет 40 % предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности перешли на новое современное оборудование. Как следствие - растёт ассортимент выпускаемой продукции. Только за 2007 год предприятия отрасли произвели 200 новых видов продуктов питания.
В отрасль активно внедряется малый и средний бизнес. В 2007 году в области открыто 20 новых предприятий по выпуску хлеба, кондитерских изделий, переработке молока и мяса. Частные инвестиции составили 2 млрд. рублей - в 2 раза больше, чем в 2006 году.
Сегодня в области работают 12 хлебозаводов и 300 малых предприятий по производству хлеба. Каждые сутки они выпекают 500 тонн продукции. В хлебопекарной отрасли работа по расширению ассортимента и внедрению новых сортов хлебобулочных изделий с использованием витаминов.
Основной тенденцией молочного рынка является переход переработчиков региона на увеличение производства высокотехнологичных продуктов в соответствии с современными технологиями:
а) десертная группа - творожки, глазированные сырки, сокосодержащие напитки, соки на основе молочной сыворотки;
б) молочные продукты лечебно-профилактического назначения;
в) продукты лечебно-профилактического назначения для детей.
В мясной отрасли тенденции на совершенствование существующих и разработка прогрессивных технологий длительного хранения, принципиально новых систем охлаждения, в целях улучшения обеспечения населения полноценными продуктами питания.
Разработан большой ассортимент диетической продукции:
а) продукция из мяса птицы, которое богато белками, обладает низкой энергетической ценностью;
б) продукты для детей различных возрастных групп.
В кондитерской отрасли с внедрением новых технологий увеличится выпуск диетических продуктов питания - галеты, печенье, обогащенные витаминами конфеты, конфеты желейные, которые содержат пектины, выводящие из организма радионуклиды.
В безалкогольной промышленности предприятия делают ставку на увеличение витаминизированных напитков нового поколения, такие как сокосодержащие напитки с витаминами, сладкие напитки с содержанием йода и железа, фтора и йода.
- В.Г. Шадрин, о.В. Коновалова маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Оглавление
- Введение
- 1. Особенности маркетинга в пищевой промышленности
- 1.1. Состояние и характеристика
- Пищевой промышленности
- 1.2. Роль маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятий отрасли
- 1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
- 2. Характеристика рынков продукции пищевой промышленности
- 2.1. Характеристика продукции
- Пищевой промышленности
- 2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
- 3. Внешняя и внутренняя среда предприятий пищевой промышленности
- 3.1. Анализ факторов внутренней и внешней среды
- 3.2. Особенности организационной структуры, управления
- 4. Конкуренты на рынке пищевой продукции
- 4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
- 4.2. Классификация товаров конкурентов
- 4.3. Оценка состояния конкурентной среды
- 4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов
- 4.5. Оценка конкурентоспособности продуктов питания
- 4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
- 4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности
- 4.8. Выбор конкурентных стратегий для предприятий-производителей пищевой продукции
- 5. Особенности комплекса маркетинга в пищевой промышленности
- 5.1. Разработка ценовой политики
- Для продуктов питания
- 5.2. Ценообразование в пищевой промышленности
- 5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания
- 5.4. Маркетинговые коммуникации на рынке продуктов питания
- 5.5. Особенности рекламы продуктов питания, брендинг
- 6. Потребители продукции пищевой промышленности
- 6.1. Особенности сегментации
- 6.2. Сегментация по потребителям и параметрам продукта
- 7. Маркетинговые стратегии для предприятий пищевой промышленности
- 8. Управление маркетингом на предприятиях пищевой промышленнсти
- 9. Маркетинг в сфере услуг
- 9.1. Сущность услуги как товара
- 9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
- 9.3. Особенности маркетинга общественного питания
- Список литературы
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52