logo
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

Пищевой промышленности

Маркетинг пищевых продуктов имеет ряд особенностей в отличие от маркетинга других отраслей промышленности. Особенности маркетинга пищевых предприятий определяются в первую очередь тем, что они используют в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию: переплетение природных и экономических процессов; несовпадение рабочего периода в сельском хозяйстве и периода производства; сезонность производства и получения продуктов. Также особенности маркетинга пищевых предприятий определяются самой продукцией, выпускаемой данными предприятиями.

Например, требования, предъявляемые различными торговыми предприятиями к поставщикам хлебобулочных изделий, не одинаковы. Для небольших магазинов, расположенных вблизи крупных потоков покупателей, большое значение имеет цена поставляемой продукции. Это может быть невысокая оптовая цена при небольших транспортных расходах или средняя оптовая цена с нулевыми транспортными расходами. Связано это с тем, что за выгодное расположение магазины расплачиваются высокой арендной платой и вынуждены увеличивать стоимость товаров.

При относительно высокой цене на хлеб они теряют своих покупателей, которые могут покупать хлеб в ларьках или на мелкооптовых рынках, где из-за небольших издержек стоимость хлеба невысока.

Для крупных магазинов типа "Универсам" или "Супермаркет" наибольшее значение имеют широта представленного ассортимента, а также упаковка, внешний вид и сроки хранения получаемого товара.

Для небольших магазинов, расположенных внутри жилых массивов крупных городов и имеющих разнообразный ассортимент продуктов питания, важен объем поставок. Такие предприятия обычно закупают хлеб малыми партиями. Это невыгодно для поставщиков, однако скопление подобных точек в небольшом по площади районе позволяет одной поездкой автомашины с хлебом обеспечить сразу несколько магазинов.

Исследования мотивов, которыми руководствуются покупатели при выборе хлеба, показывают, что наиболее значимыми факторами являются вкус и свежесть хлеба. Более низкая цена при прочих равных условиях всегда предпочтительнее для основной массы покупателей. Если на прилавке будут лежать хлебобулочные изделия в упаковке и без нее, то большинство покупателей выберет хлеб в упаковке. Критерий "знание фирмы-производителя", как правило, не ассоциируется у потребителей с высоким качеством хлебобулочных изделий, но, если фирма-производитель сможет предложить красочную, яркую, запоминающуюся упаковку, в которой будет находиться высококачественный хлеб, тогда у потребителя может сформироваться однозначная взаимосвязь между высоким качеством продукта и конкретной фирмой-производителем.

Факторы, определяющие спрос на продукты питания, практически совпадают с факторами спроса на другие товары. Однако степень их значимости и приоритетность специфичны. Основным, наиболее значимым фактором является цена данного товара. На втором месте – денежный доход покупателя. Далее следуют такие факторы, как потребительские вкусы и предпочтения, национальные и религиозные обычаи. Еще дальше по степени значимости стоят такие факторы, как размер и состав семьи потреби­теля, стиль жизни и т.д.

Важными факторами спроса на продовольствие являются величина и динамика цен на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары. Бывают случаи, когда важнейшим фактором спроса на продовольствие становятся потребительские ожидания. Как правило, они порождают ажиотажный спрос. Этот фактор особенно часто проявляется в периоды политической или экономической нестабильности, а также во время инфляции.

Достаточно сильным фактором спроса на продовольствие является достигнутый уровень потребления этих товаров. Если люди потребляют какой-то продукт в определенных количествах, то заставить их покупать его в меньших или больших количествах очень сложно.

Особенностью спроса на продовольствие является некоторое запаздывание реакции потребителей на изменение цен. Консервативность этого спроса проявляется в том, что даже после повышения цен на привычный товар покупатели продолжают его покупать в прежних размерах, пока не найдут подходящей замены.