4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
Система обеспечения конкурентоспособности – совокупность систем управления организаций, направленных на создание потребительских предпочтений. Система обеспечения конкурентоспособности состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая). Компонентами "входа" системы обеспечения качества товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность по лучения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.
Связь с внешней средой позволяет организации учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют па конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.
К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.
Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней структуры (научного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) решающее значение имеет персонал.
Методы обеспечения подразделяются на определенные группы: товарно-технологические и маркетинговые.
Товароведно-технологические методы обеспечения конкурентоспособности товаров — совокупность способов и приемов, предназначенных для формирования и сохранения основополагающих характеристик потребительной стоимости (ценности).
К этим методам относятся управление ассортиментом, управление качеством, органолептическая оценка, оценка и подтверждение соответствия установленным требованиям
Управление ассортиментом товаров — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента и предполагает анализ его структуры и его основных показателей (широты, полноты, устойчивости и новизны) как основы для формирования рационального ассортимента.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Схематично процесс планирования и обеспечения уровня качества в рыночных условиях может быть представлен так: выявление потребностей — определение главных характеристик продуктов, определяющих их качество или степень удовлетворения потребностей, — определение желаемых параметров — выявление путей достижения этих характеристик и параметров. Главные участники процесса планирования качества на первых его этапах — потребители и служба маркетинга. Процесс планирования качества носит непрерывный характер, поскольку постоянное обновление и совершенствование продукции — обязательное условие успеха производителя на рынке.
Органолептическая оценка – определение показателей качества товаров с помощью органов чувств. Оценка и подтверждение соответствия установленным требованиям служит гарантией стабильности уровня качества, регламентируемого стандартами, ТУ и другими нормативными документами.
Маркетинговые методы обеспечения конкурентоспособности — совокупность способов и приемов, предназначенных для установления или формирования реальных и прогнозируемых потребностей, а также для предложения средств для их удовлетворения. Маркетинговые методы делятся на подгруппы: информационные, организационные и экономические.
Информационные методы — совокупность способов и приемов, предназначенных для формирования потребностей и потребительских предпочтений определенных товаров путем предоставления сведений о них (реклама и пропаганда, консультации, объяснение выгоды, паблик рилейшнз, презентации товаров, их упаковка и маркировки).
Организационные методы обеспечения конкурентоспособности — совокупность способов и приемов, предназначенных для формирования потребительских предпочтений путем облегчения выбора и приобретения товаров, а также улучшения качества предоставляемых услуг (технологии и методы продажи товаров, а также методы послепродажной деятельности).
Экономические методы обеспечения конкурентоспособности пищевых продуктов товаров — совокупность способов формирования привлекательных для потребителей цен (снижение или стабилизация цен за счет сокращения издержек производства или обращения, предложение товаров по низким ценам без снижения качества, предоставление скидок на товары в зависимости от размера товарной партии).
- В.Г. Шадрин, о.В. Коновалова маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Оглавление
- Введение
- 1. Особенности маркетинга в пищевой промышленности
- 1.1. Состояние и характеристика
- Пищевой промышленности
- 1.2. Роль маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятий отрасли
- 1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
- 2. Характеристика рынков продукции пищевой промышленности
- 2.1. Характеристика продукции
- Пищевой промышленности
- 2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
- 3. Внешняя и внутренняя среда предприятий пищевой промышленности
- 3.1. Анализ факторов внутренней и внешней среды
- 3.2. Особенности организационной структуры, управления
- 4. Конкуренты на рынке пищевой продукции
- 4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
- 4.2. Классификация товаров конкурентов
- 4.3. Оценка состояния конкурентной среды
- 4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов
- 4.5. Оценка конкурентоспособности продуктов питания
- 4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
- 4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности
- 4.8. Выбор конкурентных стратегий для предприятий-производителей пищевой продукции
- 5. Особенности комплекса маркетинга в пищевой промышленности
- 5.1. Разработка ценовой политики
- Для продуктов питания
- 5.2. Ценообразование в пищевой промышленности
- 5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания
- 5.4. Маркетинговые коммуникации на рынке продуктов питания
- 5.5. Особенности рекламы продуктов питания, брендинг
- 6. Потребители продукции пищевой промышленности
- 6.1. Особенности сегментации
- 6.2. Сегментация по потребителям и параметрам продукта
- 7. Маркетинговые стратегии для предприятий пищевой промышленности
- 8. Управление маркетингом на предприятиях пищевой промышленнсти
- 9. Маркетинг в сфере услуг
- 9.1. Сущность услуги как товара
- 9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
- 9.3. Особенности маркетинга общественного питания
- Список литературы
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52