logo
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания

Система обеспечения конкурентоспособности – совокупность систем управления организаций, направленных на создание потребительских предпочтений. Система обеспечения конкурентоспособности состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая). Компонентами "входа" системы обеспечения качества товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность по лучения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.

Связь с внешней средой позволяет организации учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют па конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.

К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.

Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней структуры (научного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) решающее значение имеет персонал.

Методы обеспечения подразделяются на определенные группы: товарно-технологические и маркетинговые.

Товароведно-технологические методы обеспечения конкурентоспособности товаров — совокупность способов и приемов, предназначенных для формирования и сохранения основополагающих характеристик потребительной стоимости (ценности).

К этим методам относятся управление ассортиментом, управление качеством, органолептическая оценка, оценка и подтверждение соответствия установленным требованиям

Управление ассортиментом товаров — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента и предполагает анализ его структуры и его основных показателей (широты, полноты, устойчивости и новизны) как основы для формирования рационального ассортимента.

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Схематично процесс планирования и обеспечения уровня качества в ры­ночных условиях может быть представлен так: выявление потребностей — определение главных характеристик продуктов, определяющих их качество или степень удовлетворения потребностей, — определение желаемых пара­метров — выявление путей достижения этих характеристик и параметров. Главные участники процесса планирования качества на первых его этапах — потребители и служба маркетинга. Процесс планирования качества носит непрерывный характер, поскольку постоянное обновление и совершенствова­ние продукции — обязательное условие успеха производителя на рынке.

Органолептическая оценка – определение показателей качества товаров с помощью органов чувств. Оценка и подтверждение соответствия установленным требованиям служит гарантией стабильности уровня качества, регламентируемого стандартами, ТУ и другими нормативными документами.

Маркетинговые методы обеспечения конкурентоспо­собности — совокупность способов и приемов, предназна­ченных для установления или формирования реальных и прогнозируемых потребностей, а также для предложения средств для их удовлетворения. Маркетинговые методы делятся на подгруппы: инфор­мационные, организационные и экономические.

Информационные методы — совокупность способов и приемов, предназначенных для формирования потребностей и потребительских предпочтений определенных товаров путем предоставления сведений о них (реклама и пропаганда, консультации, объяснение выгоды, паблик рилейшнз, презентации товаров, их упаковка и маркировки).

Организационные методы обеспечения конкурентоспособности — совокупность способов и приемов, предназ­наченных для формирования потребительских предпочтений путем облегчения выбора и приобретения товаров, а также улучшения качества предоставляемых услуг (технологии и методы продажи товаров, а также методы послепродажной деятельности).

Экономические методы обеспечения конкуренто­способности пищевых продуктов товаров — совокупность способов формиро­вания привлекательных для потребителей цен (снижение или стабилиза­ция цен за счет сокращения издержек производства или об­ращения, предложение товаров по низким ценам без сни­жения качества, предоставление скидок на товары в зави­симости от размера товарной партии).