logo
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

4.3. Оценка состояния конкурентной среды

Оценка конкурентной среды предприятия производится на основе информации о распределении сегментов между предприятиями с целью установления структуры рынка. Согласно Методическим рекомендациям Государственного комитета антимонопольной политики по оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках необходимо использовать такие статистические методы, как расчет коэффициентов концентрации рынка (CR) и индекса Гиршмана-Герфинделя (HHI), которые характеризуют преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Перечень показателей конкурентной среды (рис. 1).

Рис. 1. Показатели конкурентной среды

Избыток товаров – превышение объема имеющихся на рынке товаров над их реализацией. Определяется как разница между поставляемыми и реализуемыми товарами. Образующийся на рынке избыток товаров и обусловливает возникновение конкурентных отношений между фирмами и товарами-конкурентами. Избыток товаров может увеличиться за счет уменьшения платежеспособного спроса или, наоборот, снизиться при повышении спроса.

Степень насыщенности рынка товарами (С) — со­отношение количества имеющихся товаров (Тф) к тому ко­личеству, которое необходимо для удовлетворения платежеспособного спроса (Тн). Этот показатель конкурентной сре­ды можно рассчитать по следующей формуле:

(1)

где ТП - количество товаров, поступивших на рынок за

определенный период;

ТЗ - товарные запасы, имеющиеся на рынке.

Косвенным показателем степени насыщенности рынка может служить количество товаров-конкурентов разных видов. Этот показатель поддается учету регистрационным и экспертным методами.

Демонополизация — значимый, но не обязательный показатель конкурентной среды, так как конкурентные от­ношения между товарами возможны и при монополистичес­кой конкуренции.

Количество фирм-конкурентов и количество товаров-конкурентов не только определяют степень демонополиза­ции предприятий и насыщенности рынка товарами, но и выступают в качестве самостоятельных показателей конку­рентной среды. При этом для оценки данных показателей можно применять регистрационный и экспертный методы.