9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
Торговая услуга характеризуется своевременностью, надежностью, доступностью. Торговый маркетинг — это маркетинг торговых услуг, включающих закупку товаров и формирование торгового ассортимента в соответствии со спросом покупателей, организацию торговых процессов и обслуживание населения, предоставление информации потребителям и внутримагазинную рекламу, оказание дополнительных торговых услуг и др.
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Цели услуг розничной торговли – обеспечить конкурентоспособность, завоевать новые сегменты рынка, достижение большей прибыли.
Услуги розничной торговли подразделяются на основные и дополнительные. Основная услуга, которую оказывает розничная торговля – это реализация товаров в магазинах различных типов, а также вне магазина. Все дополнительные услуги делятся на три группы: оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании; информационно-консультационные услуги и создание удобств покупателям; · организация и создание мест отдыха.
Основная задача торговых предприятий – обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания. Предлагаемый же набор услуг – это одно из основных средств сделать свой магазин отличным от остальных.
В торговом маркетинге происходит трансформация и цены. Цена торговой услуги выступает в виде торговой наценки. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно.
Поскольку предприятие розничной торговли само по себе для производителя товара выступает как канал распределения, то для торговца традиционное понятие канала распределения переходит в новое качество. Под каналом распределения в торговом маркетинге подразумевается внутримагазинная логистика или физическое распределение. Под физическим распределением, как правило, понимаются все операции по хранению товара, формированию ассортимента и его внутримагазинному перемещению.
Проблема сохранности продовольственных товаров имеет важное экономическое значение, так как сохранение качества товаров равносильно увеличению их производства.
Хранение товаров в магазине характеризуется краткосрочностью, небольшими партиями товаров и в основном в распакованном виде, небольшими площадями для хранения товаров широкого ассортимента, требующих зачастую различного режима хранения.
При продвижении услуг следует учитывать повышенную – по сравнению с товарами – сложность в представлении, позиционировании услуг для потенциальных клиентов.
Если торговое предприятие предлагает широкую номенклатуру и ассортимент товаров, то обычно рекламируется как все предприятие, так и его ведущие специализированные отделы.
Реклама торговых предприятий имеет как свои преимущества, так и свои ограничения и недостатки.
К преимуществам следует отнести:
1. Обеспечение соответствующего позиционирования магазина на рынке.
2. Привлечение большего числа постоянных покупателей, чем случайных.
3. Утверждение высокой репутации магазина.
4. Ознакомление широкого круга покупателей с торговой политикой и системой услуг.
Ограничения и недостатки:
1. Трудность, а зачастую невозможность определения эффективности рекламы, выраженной в конкретных цифрах.
2. Покупатели читают (смотрят, слушают) рекламу торговых предприятий не с такой готовностью, как рекламу конкретных товаров.
3. Реклама торгового предприятия требует более тщательной подготовки, чем реклама товара, поскольку передает определенную идею, а не описание товара, предлагаемого к продаже.
4. Реклама торгового предприятия требует значительных расходов в периоды спада в торговле.
5. Реклама торгового предприятия не дает немедленных результатов. Реальная отдача от нее растягивается во времени на месяцы и годы.
Реклама торгового предприятия не может ограничиваться только СМИ и наружной рекламой. Не менее важна обстановка, царящая в магазине. Нестандартные приемы: сплетни, слухи, контролируемый конфликт, спланированная утечка информации – в сфере торговли, бизнеса для отдыха и развлечений играют большую роль. Так же высока роль промо-акций. Промо-акции – совокупность действий, направленных на сближение с целевой аудиторией, завоевания доверия клиентов и увеличения продаж продукции.
Применительно к комплексу торгового маркетинга целесообразно дополнительно выделить еще три важных фактора – месторасположение, персонал и оформление.
Таким образом, предприятию розничной торговли необходимо учитывать каждый элемент комплекса маркетинга торговых услуг. Но помимо этого, в связи с жесткой конкуренцией в этой сфере, необходимо так подходить к управлению каждым из элементов комплекса, чтобы предоставить потребителю такой набор и оформление услуг, который позволил бы отличиться данному предприятию из множества других и чтобы потребитель предпочел именно данный магазин или торговый центр.
Повышение культуры обслуживания покупателей во многом связано с расширением ассортимента дополнительных услуг, оказываемых им. Наилучшее условия для этого могут быть созданы в магазинах. К задачам дополнительных услуг относится обеспечение высокой культуры сервиса обслуживания; рекламы; высокого качества и большого ассортимента услуг.
- В.Г. Шадрин, о.В. Коновалова маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Оглавление
- Введение
- 1. Особенности маркетинга в пищевой промышленности
- 1.1. Состояние и характеристика
- Пищевой промышленности
- 1.2. Роль маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятий отрасли
- 1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
- 2. Характеристика рынков продукции пищевой промышленности
- 2.1. Характеристика продукции
- Пищевой промышленности
- 2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
- 3. Внешняя и внутренняя среда предприятий пищевой промышленности
- 3.1. Анализ факторов внутренней и внешней среды
- 3.2. Особенности организационной структуры, управления
- 4. Конкуренты на рынке пищевой продукции
- 4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
- 4.2. Классификация товаров конкурентов
- 4.3. Оценка состояния конкурентной среды
- 4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов
- 4.5. Оценка конкурентоспособности продуктов питания
- 4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
- 4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности
- 4.8. Выбор конкурентных стратегий для предприятий-производителей пищевой продукции
- 5. Особенности комплекса маркетинга в пищевой промышленности
- 5.1. Разработка ценовой политики
- Для продуктов питания
- 5.2. Ценообразование в пищевой промышленности
- 5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания
- 5.4. Маркетинговые коммуникации на рынке продуктов питания
- 5.5. Особенности рекламы продуктов питания, брендинг
- 6. Потребители продукции пищевой промышленности
- 6.1. Особенности сегментации
- 6.2. Сегментация по потребителям и параметрам продукта
- 7. Маркетинговые стратегии для предприятий пищевой промышленности
- 8. Управление маркетингом на предприятиях пищевой промышленнсти
- 9. Маркетинг в сфере услуг
- 9.1. Сущность услуги как товара
- 9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
- 9.3. Особенности маркетинга общественного питания
- Список литературы
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52