logo
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, создание новых товаров с использованием достижений НТР и т.д.

Недобросовестная конкуренция – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: промышленный шпионаж; злоупотребление господствующим положением на рынке; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; распространение ложной информации и рекламы; заимствование товарных знаков, копирование (имитация) продуктов конкурентов; нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Конкурентная разведка - маркетинговый инструмент изучения конкурентной среды, представляющий собой целенаправленный сбор информации о конкурентах для принятия управленческих решений по дальнейшей стратегии и тактике ведения бизнеса.

Цели конкурентной разведки:

- определение истинной стратегии конкурентов для корректировки собственной стратегии;

- определение потенциала конкурентов (об их сильных и слабых сторонах) для корректировки собственной стратегии;

- определение организационных, финансовых, технических и других способов обеспечения конкурентных преимуществ для целей возможного копирования или нейтрализации;

- оценка общей емкости рынка через сумму долей конкурентов для оценки состояния отрасли по изменению;

- оценка степени выгодности условий сотрудничества с теми или иными поставщиками и покупателями.

Ценовая конкуренция - это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену.