1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
В основном, пищевые продукты удовлетворяют большинство физиологических потребностей человека, то есть предназначенных для поддержания постоянства внутренней среды человека (гомеостаза). Эти потребности относятся к числу наиболее распространенных, но они присущи только индивидуальным потребителям. Потребители – организации не обладают физиологическими потребностями. Классификация физиологических потребностей:
- Энергетические потребности – потребности, обусловленные необходимостью поддержания в организме определенного баланса между поступлением и расходами энергии. Эти потребности удовлетворяются за счет продуктов питания, обладающих определенной калорийностью. Наилучшим образом энергетические потребности удовлетворяются пищевыми продуктами с высоким содержанием жиров или углеводов, а так же их комплексом. Примером таких продуктов могут служить растительные масла, животные жиры, кондитерские изделия и т. п.
- Пластические потребности – потребности организма в пластических ресурсах и веществах для их синтеза. Необходимость в пластических ресурсах обусловлена тем, что организм человека состоит из большого количества органических и неорганических веществ. Эти вещества подразделяются на две группы. К первой группе относятся вещества, из которых построены основные ткани организма (вода, белки, жиры и минеральные вещества). Вторая группа представлена веществами, которые необходимы для нормального функционирования основных систем человеческого организма.
- Потребность в воде – потребность, обусловленная необходимостью поддержания водного гомеостаза в организме. Средствами удовлетворения потребностей организма в воде служат пищевые продукты, жидкая фракция которых представлена водой.
- Потребность поддержания температурного гомеостаза – потребность, определяемая, необходимостью создания и поддержания температуры внутренней среды организма на уровне 36,8С. Именно такая температура является оптимальной для большинства процессов обмена веществ, происходящих в организме человека.
- Потребность в безопасности внутренней среды организма человека – потребность, вызванная необходимостью предотвращения ущерба, который может быть нанесен внутренней среде различными загрязнителями или вредными воздействиями.
Помимо физиологических потребностей, пищевые продукты могут удовлетворять и некоторые социальные потребности человека, то есть общественные потребности, связанные с жизнью и отношениями людей в обществе:
- Престижные потребности – потребности, направленные на создание и поддержание определенного статуса, правового положения, имиджа организации или потребителя, а также на установление или подтверждение принадлежности к определенной социальной среде.
- Технологические потребности – потребности, предназначенные для обеспечения производственных процессов необходимыми ресурсами. Эти потребности в наибольшей степени выражены у предприятий – изготовителей продукции или исполнителей услуг. В определенной мере они свойственны и другим типам потребителей – индивидуальным и управленцам.
Последний вид потребностей, которые могут быть удовлетворены пищевыми продуктами – это психические потребности, то есть возникающие на основе действия законов психической деятельности и относящиеся к внутренним факторам социального взаимодействия. Психические потребности направлены на создание и поддержание комфорта, удобства, а также на снижение чувства неудовлетворенности:
- Органолептические потребности – потребности, направленные на создание удовлетворенности за счет ощущений органами чувств человека. Эти восприятия очень индивидуальны и труднообъяснимы, так как находятся на уровне подсознания.
- Эстетические потребности – потребности, обусловленные желанием восприятия красоты и гармонии окружающего мира. Особенностью эстетических ощущений является их возвышенность, необычайность, что рождает у человека состояние душевного подъема, эйфории.
- В.Г. Шадрин, о.В. Коновалова маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Оглавление
- Введение
- 1. Особенности маркетинга в пищевой промышленности
- 1.1. Состояние и характеристика
- Пищевой промышленности
- 1.2. Роль маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятий отрасли
- 1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
- 2. Характеристика рынков продукции пищевой промышленности
- 2.1. Характеристика продукции
- Пищевой промышленности
- 2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
- 3. Внешняя и внутренняя среда предприятий пищевой промышленности
- 3.1. Анализ факторов внутренней и внешней среды
- 3.2. Особенности организационной структуры, управления
- 4. Конкуренты на рынке пищевой продукции
- 4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
- 4.2. Классификация товаров конкурентов
- 4.3. Оценка состояния конкурентной среды
- 4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов
- 4.5. Оценка конкурентоспособности продуктов питания
- 4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
- 4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности
- 4.8. Выбор конкурентных стратегий для предприятий-производителей пищевой продукции
- 5. Особенности комплекса маркетинга в пищевой промышленности
- 5.1. Разработка ценовой политики
- Для продуктов питания
- 5.2. Ценообразование в пищевой промышленности
- 5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания
- 5.4. Маркетинговые коммуникации на рынке продуктов питания
- 5.5. Особенности рекламы продуктов питания, брендинг
- 6. Потребители продукции пищевой промышленности
- 6.1. Особенности сегментации
- 6.2. Сегментация по потребителям и параметрам продукта
- 7. Маркетинговые стратегии для предприятий пищевой промышленности
- 8. Управление маркетингом на предприятиях пищевой промышленнсти
- 9. Маркетинг в сфере услуг
- 9.1. Сущность услуги как товара
- 9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
- 9.3. Особенности маркетинга общественного питания
- Список литературы
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52