Введение
Сегодня рынок пищевой промышленности в России – один из самых интенсивно развивающихся и высококонкурентных. С одной стороны, существует сильнейшая конкуренция за потребителя, обусловленная интенсивным развитием мировой индустрии продуктов питания, постоянным появлением новых производственных и маркетинговых технологий. Чтобы оставаться конкурентоспособным, производитель вынужден втягиваться в «гонку инноваций», регулярно пересматривая свой продуктовый портфель и запуская на рынок новые идеи.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Поэтому особое место занимает маркетинг, представляющий собой важнейший элемент рыночного механизма хозяйствования, при котором основная роль в формировании структурно-ассортиментной политики принадлежит потребителю. При развитии потребительского рынка, формирующегося на основе многообразия форм собственности, оптовой торговле средствами производства, производственно-сбытовая деятельность предприятий пищевой промышленности, согласно маркетинговой концепции, должна полностью ориентироваться на конкретных потребителей.
Используя маркетинг в сфере пищевой промышленности как метод целенаправленного регулирования производства, его переориентации в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры и перспективами развития потребительского спроса, следует подчеркнуть сложность и специфику рыночных отношений в этой области, особенно ценообразования и планирования ассортимента продовольственных товаров.
В данном конспекте лекций освещаются такие вопросы, как: состояние и потребители пищевой промышленности, конкуренция и ценообразование в пищевой промышленности, факторы, определяющие спрос на продукты питания, особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания, маркетинговые коммуникации, особенности рекламы продуктов питания и технология брендинга, маркетинговые стратегии предприятий пищевой промышленности.
- В.Г. Шадрин, о.В. Коновалова маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Оглавление
- Введение
- 1. Особенности маркетинга в пищевой промышленности
- 1.1. Состояние и характеристика
- Пищевой промышленности
- 1.2. Роль маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятий отрасли
- 1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами
- 2. Характеристика рынков продукции пищевой промышленности
- 2.1. Характеристика продукции
- Пищевой промышленности
- 2.2. Конъюнктура рынков продукции пищевой промышленности
- 3. Внешняя и внутренняя среда предприятий пищевой промышленности
- 3.1. Анализ факторов внутренней и внешней среды
- 3.2. Особенности организационной структуры, управления
- 4. Конкуренты на рынке пищевой продукции
- 4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции
- 4.2. Классификация товаров конкурентов
- 4.3. Оценка состояния конкурентной среды
- 4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов
- 4.5. Оценка конкурентоспособности продуктов питания
- 4.6. Система обеспечения конкурентоспособности продуктов питания
- 4.7. Особенности конкурентной борьбы и конкурентной разведки на рынке продукции пищевой промышленности
- 4.8. Выбор конкурентных стратегий для предприятий-производителей пищевой продукции
- 5. Особенности комплекса маркетинга в пищевой промышленности
- 5.1. Разработка ценовой политики
- Для продуктов питания
- 5.2. Ценообразование в пищевой промышленности
- 5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания
- 5.4. Маркетинговые коммуникации на рынке продуктов питания
- 5.5. Особенности рекламы продуктов питания, брендинг
- 6. Потребители продукции пищевой промышленности
- 6.1. Особенности сегментации
- 6.2. Сегментация по потребителям и параметрам продукта
- 7. Маркетинговые стратегии для предприятий пищевой промышленности
- 8. Управление маркетингом на предприятиях пищевой промышленнсти
- 9. Маркетинг в сфере услуг
- 9.1. Сущность услуги как товара
- 9.2. Особенности комплекса маркетинга торговых услуг
- 9.3. Особенности маркетинга общественного питания
- Список литературы
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52