2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
Результаты психолого-педагогической диагностики подтвердили наличие в МОБУ Маловская основная общеобразовательная школа отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста, что явилось побудительной причиной для создания игровых комплексов как формы коррекции агрессивного поведения. Учитывая, что элементы игротерапии являются мощным средством профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, мы использовали данный метод в своей деятельности.
В ходе экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения мы использовали как специфические, так и неспецифические способы взаимодействия с обучающимися.
Из группы неспецифических методов нами использовались упражнения игрового и релаксационного характера.
Релаксационные упражнения проводились как на уроке, так и в перемены и подразумевали «мысленные путешествия», направленные на снижение внутренней напряженности и гиперактивности.
Кроме этого в работе с младшими школьниками старались придерживаться следующих правил:
- не фиксировали внимание на нежелательном поведении (регулярные запреты и повышение голоса приводят к росту агрессии);
- старались реагировать на позитивные даже самые минимальные изменения в поведении, что стимулировало обучающихся к их повторению;
- при анализе поведения старались обсуждать лишь конкретные факты - то, что произошло «здесь и сейчас», а не «вчера»;
- обсуждение с ребёнком старались проводить наедине (публичное осуждение - это самое страшного для ребенка младшего школьного возраста).
Нами в ходе эксперимента были использованы и специфические методы работы: психогимнастические упражнения, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия.
Психогимнастика – совокупность специальных упражнений, основанных на двигательной экспрессии, мимике и пантомимике.
Упражнения психогимнастики мы использовали, чтобы ребенок осознал взаимосвязь между мыслями, чувствами и поведением и захотел научиться управлять ею.
Упражнения психогимнастики применялись нами для преодоления барьеров в общении, развития эмпатии, для осознания своих чувств и эмоций, для выработки умений выражать свои чувства и для снижения эмоционального напряжения.
Музыкотерапия – это метод психологической коррекции, подразумевающий использование музыкальных произведений и инструментов, направленный на эмоциональную разрядку, регуляцию эмоционального состояния, усвоение новых способов выражения своих чувств и эмоций.
Для реализации метода нами был осуществлён подбор мелодий, оказывающих положительное влияние на психику, и улучшающих эмоциональное состояние младших школьников. При этом быстрые и веселые композиции использовались нами для повышения настроения и активизации внимания ребенка; танцевальные композиции использовали в качестве физкультминуток для снятия усталости на занятиях; спокойную музыку применяли для снижения тревожности и напряжения.
Арт-терапия – способ выражения эмоций через изобразительную или творческую деятельность.
На уроках с младшими школьниками мы использовали творческие задания, связанные с изобразительным искусством, лепкой из пластилина, сочинительством.
Подобные занятия не только удовлетворяли потребность ребят в самовыражении и в творческой самореализации, но и способствовали снижению агрессии и обретении гармонии в себе.
Особым блоком в нашей методике значился метод игротерапии. Игра – идеальное средство для улучшения эмоционального состояния ребенка, для формирования его «Я-концепции», снижения страхов, стресса и тревог и.т.д..
Основной целью игровых упражнений являлось научить детей младшего школьного возраста выражению своих переживаний, чувств и эмоций.
Чаще всего нами использовались сюжетноролевые игры. Важным условием использования таких игр является способность ребенка вживаться в образ. В таких играх мы моделировали новый опыт поведения в стрессовых ситуациях.
К характеристикам нашей методики следует отнести:
Наличие двух основных направлений работы:
- обучение приемлемым способам выражения гнева;
- обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.
В рамках данной работы проводилось родительское собрание во 2 классе, на котором обсуждались причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка. (Приложение 10)
Кроме этого ряд мероприятий осуществлялся нами во внеурочное время. Эти мероприятия представлены в таблице. (Приложение 9)
Рассмотрим пример занятия.
Занятие внеурочной деятельности «Преодоление агрессивности у детей»
Цели: Создание условий для формирования правильного отношения к отрицательным поступкам. Знакомство с одним из способов преодоления агрессивности.
Задачи:
- развивать и корригировать эмоционально – волевую сферу, речь, память;
- формировать умение находить выход их конфликтных ситуаций;
- воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- способствовать формированию коммуникативных умений: договариваться, работать в группе.
Оборудование: табличка со словами «тайм-аут», «мандала», тексты с ситуациями, подносы, печенье различной формы, презентация «Мандала», проектор, экран, музыкальное сопровождение.
Ход:
I. Организационный момент.
Деление ребят на группы через игру «На баржу грузили…» (назвать слова на определённую букву).
II. Вступительное слово.
Учитель:
- Ребята, бывают ли у вас конфликты? С кем вы соритесь? В чём причина ваших ссор? К чему может привести ссора? Трудно ли бывает остановиться в момент ссоры или драки? На одном из занятий мы с вами познакомились с английским словом «тайм-аут». Что это слово обозначает? (пауза, перерыв в делах, в игре, в отношениях). Кто из вас использовал паузу в ссоре? Расскажите. А кому трудно было сдерживать свою агрессивность в конфликтной ситуации? Расскажите.
(Высказывания детей, примеры из детского опыта).
- Ребята, я тоже вспомнила случаи из нашей школьной жизни. Сейчас в группах мы их обсудим.
(Ребята сначала в группах анализируют ситуации, а затем предлагают, как правильно поступить).
1. Во время обеда в школьной столовой Юра опрокинул стакан с компотом. Напиток пролился и попал на одежду рядом сидящего Дениса. Денис грубо обозвал Юру и замахнулся, чтобы ударить. Как поступить мальчикам в данной ситуации?
2. Во время перемены набегу ученик 4 класса толкнул первоклассника, тот упал и заплакал. Как поступил старшеклассник?
3. Уроки закончились. Собираясь, домой, Серёжа нечаянно толкнул портфелем Петю. Петя накинулся на Сергея, ведь папа учил, что надо сдавать сдачу. А как правильно поступить?
Учитель:
- Ребята, какие качества проявили Денис, Петя, четвероклассник? (грубость, агрессивность, жестокость). Это положительные или отрицательные свойства характера?
- Агрессивность бывает не только физическая, но и вербальная (словесная). Как научиться сдерживать себя, контролировать, управлять своим эмоциональным состоянием нам сегодня расскажет педагог – психолог.
III. Основная часть - выступление школьного педагога – психолога. Психолог:
- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Из чего состоят рисунки? Какую форму имеет рисунок? Такие рисунки называются мандала. Переводится это слово как «круг» или «центр». Внутри круга обозначены основные направления – ориентиры, число которых меняется. Мандала обладает удивительными свойствами, она может использоваться для снятия стрессов, тревоги, гнева, агрессивности, для расслабления и восстановления энергетического равновесия. Развивает мелкую моторику, способствуя развитию речи, памяти и внимания. Мандалы можно выполнять на бумаге, ткани, камне или песке. Материалы используются самые различные: бумага, камушки, шишки, цветной песок, листья, цветы, ткань, ракушки, фотографии. В ходе работы с мандалами, мы выражаем свои чувства, при этом выплёскивая всё негативное и притягивая к себе положительные эмоции.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам создать свою мандалу. Она необычна тем, что использовать мы будем сладости, печенье.
IV. Практическая работа в группах.
- Придумайте, ребята, название своей работе. Какие чувства вы испытывали во время работы? Кому понравилось создавать мандалу? Какую помощь оказывает мандала и сам процесс работы с ней?
V. Итог занятия. Учитель:
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на классном часе? Как можно сдерживать свой гнев? Что нового вы узнали? Когда можно использовать мандалы?
- Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников……………………………………………………………26
- Введение
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- Структура проявления агрессии по н.Д. Левитову
- Классификация агрессивных действий Басса
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
- Выводы по Главе I
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников
- 2.1. Методы, процедура и организация исследования
- Критерии и уровни агрессивности у младших школьников
- 2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).
- Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
- 2.2 Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников
- Факторы агрессивности младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:
- Выводы по Главе II
- Заключение
- Список используемых источников
- Приложение
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное» Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу. Проведение тестирования.
- Описание образа жизни
- Злое животное в сравнении с обычным
- За агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Результаты исследования по методике а.Басса и а.Дарки
- Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное»
- Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Сопоставительные данные по трем методикам
- Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников
- V. Диагностика с целью выявления степени агрессивности
- VI. Анкета для родителей