logo
Агрессия-2

2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников

Результаты психолого-педагогической диагностики подтвердили наличие в МОБУ Маловская основная общеобразовательная школа отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста, что явилось побудительной причиной для создания игровых комплексов как формы коррекции агрессивного поведения. Учитывая, что элементы игротерапии являются мощным средством профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, мы использовали данный метод в своей деятельности.

В ходе экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения мы использовали как специфические, так и неспецифические способы взаимодействия с обучающимися.

Из группы неспецифических методов нами использовались упражнения игрового и релаксационного характера.

Релаксационные упражнения проводились как на уроке, так и в перемены и подразумевали «мысленные путешествия», направленные на снижение внутренней напряженности и гиперактивности.

Кроме этого в работе с младшими школьниками старались придерживаться следующих правил:

- не фиксировали внимание на нежелательном поведении (регулярные запреты и повышение голоса приводят к росту агрессии);

- старались реагировать на позитивные даже самые минимальные изменения в поведении, что стимулировало обучающихся к их повторению;

- при анализе поведения старались обсуждать лишь конкретные факты - то, что произошло «здесь и сейчас», а не «вчера»;

- обсуждение с ребёнком старались проводить наедине (публичное осуждение - это самое страшного для ребенка младшего школьного возраста).

Нами в ходе эксперимента были использованы и специфические методы работы: психогимнастические упражнения, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия.

Психогимнастика – совокупность специальных упражнений, основанных на двигательной экспрессии, мимике и пантомимике.

Упражнения психогимнастики мы использовали, чтобы ребенок осознал взаимосвязь между мыслями, чувствами и поведением и захотел научиться управлять ею.

Упражнения психогимнастики применялись нами для преодоления барьеров в общении, развития эмпатии, для осознания своих чувств и эмоций, для выработки умений выражать свои чувства и для снижения эмоционального напряжения.

Музыкотерапия – это метод психологической коррекции, подразумевающий использование музыкальных произведений и инструментов, направленный на эмоциональную разрядку, регуляцию эмоционального состояния, усвоение новых способов выражения своих чувств и эмоций.

Для реализации метода нами был осуществлён подбор мелодий, оказывающих положительное влияние на психику, и улучшающих эмоциональное состояние младших школьников. При этом быстрые и веселые композиции использовались нами для повышения настроения и активизации внимания ребенка; танцевальные композиции использовали в качестве физкультминуток для снятия усталости на занятиях; спокойную музыку применяли для снижения тревожности и напряжения.

Арт-терапия – способ выражения эмоций через изобразительную или творческую деятельность.

На уроках с младшими школьниками мы использовали творческие задания, связанные с изобразительным искусством, лепкой из пластилина, сочинительством.

Подобные занятия не только удовлетворяли потребность ребят в самовыражении и в творческой самореализации, но и способствовали снижению агрессии и обретении гармонии в себе.

Особым блоком в нашей методике значился метод игротерапии. Игра – идеальное средство для улучшения эмоционального состояния ребенка, для формирования его «Я-концепции», снижения страхов, стресса и тревог и.т.д..

Основной целью игровых упражнений являлось научить детей младшего школьного возраста выражению своих переживаний, чувств и эмоций.

Чаще всего нами использовались сюжетноролевые игры. Важным условием использования таких игр является способность ребенка вживаться в образ. В таких играх мы моделировали новый опыт поведения в стрессовых ситуациях.

К характеристикам нашей методики следует отнести:

Наличие двух основных направлений работы:

- обучение приемлемым способам выражения гнева;

- обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.

В рамках данной работы проводилось родительское собрание во 2 классе, на котором обсуждались причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка. (Приложение 10)

Кроме этого ряд мероприятий осуществлялся нами во внеурочное время. Эти мероприятия представлены в таблице. (Приложение 9)

Рассмотрим пример занятия.

Занятие внеурочной деятельности «Преодоление агрессивности у детей»

Цели: Создание условий для формирования правильного отношения к отрицательным поступкам. Знакомство с одним из способов преодоления агрессивности.

Задачи: 

- развивать и корригировать эмоционально – волевую сферу, речь, память; 

- формировать умение находить выход их конфликтных ситуаций;

- воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием;

- способствовать формированию коммуникативных умений: договариваться, работать в группе.

Оборудование: табличка со словами «тайм-аут», «мандала», тексты с ситуациями, подносы, печенье различной формы, презентация «Мандала», проектор, экран, музыкальное сопровождение.

Ход:

I. Организационный момент.

Деление ребят на группы через игру «На баржу грузили…» (назвать слова на определённую букву).

II. Вступительное слово.

Учитель:

- Ребята, бывают ли у вас конфликты? С кем вы соритесь? В чём причина ваших ссор? К чему может привести ссора? Трудно ли бывает остановиться в момент ссоры или драки? На одном из занятий мы с вами познакомились с английским словом «тайм-аут». Что это слово обозначает? (пауза, перерыв в делах, в игре, в отношениях). Кто из вас использовал паузу в ссоре? Расскажите. А кому трудно было сдерживать свою агрессивность в конфликтной ситуации? Расскажите. 

(Высказывания детей, примеры из детского опыта).

- Ребята, я тоже вспомнила случаи из нашей школьной жизни. Сейчас в группах мы их обсудим.

(Ребята сначала в группах анализируют ситуации, а затем предлагают, как правильно поступить).

1. Во время обеда в школьной столовой Юра опрокинул стакан с компотом. Напиток пролился и попал на одежду рядом сидящего Дениса. Денис грубо обозвал Юру и замахнулся, чтобы ударить. Как поступить мальчикам в данной ситуации?

2. Во время перемены набегу ученик 4 класса толкнул первоклассника, тот упал и заплакал. Как поступил старшеклассник?

3. Уроки закончились. Собираясь, домой, Серёжа нечаянно толкнул портфелем Петю. Петя накинулся на Сергея, ведь папа учил, что надо сдавать сдачу. А как правильно поступить?

Учитель:

- Ребята, какие качества проявили Денис, Петя, четвероклассник? (грубость, агрессивность, жестокость). Это положительные или отрицательные свойства характера?

- Агрессивность бывает не только физическая, но и вербальная (словесная). Как научиться сдерживать себя, контролировать, управлять своим эмоциональным состоянием нам сегодня расскажет педагог – психолог.

III. Основная часть - выступление школьного педагога – психолога. Психолог:

- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Из чего состоят рисунки? Какую форму имеет рисунок? Такие рисунки называются мандала. Переводится это слово как «круг» или «центр». Внутри круга обозначены основные направления – ориентиры, число которых меняется. Мандала обладает удивительными свойствами, она может использоваться для снятия стрессов, тревоги, гнева, агрессивности, для расслабления и восстановления энергетического равновесия. Развивает мелкую моторику, способствуя развитию речи, памяти и внимания. Мандалы можно выполнять на бумаге, ткани, камне или песке. Материалы используются самые различные: бумага, камушки, шишки, цветной песок, листья, цветы, ткань, ракушки, фотографии. В ходе работы с мандалами, мы выражаем свои чувства, при этом выплёскивая всё негативное и притягивая к себе положительные эмоции.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам создать свою мандалу. Она необычна тем, что использовать мы будем сладости, печенье.

IV. Практическая работа в группах. 

- Придумайте, ребята, название своей работе. Какие чувства вы испытывали во время работы? Кому понравилось создавать мандалу? Какую помощь оказывает мандала и сам процесс работы с ней?

V. Итог занятия. Учитель:

- Ребята, о чём мы сегодня говорили на классном часе? Как можно сдерживать свой гнев? Что нового вы узнали? Когда можно использовать мандалы?