logo
Агрессия-2

1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников

Для того чтобы предупредить нарастание агрессии и не допустить его перехода в девиантное или делинквентное поведение, учителю важно вовремя выявить агрессивное поведение младших школьников и грамотно организовать работу по его нивелированию. Иными словами, важно умело использовать психологическую коррекцию агрессивного поведения младших школьников.

Укажем самые распространенные психолого-педагогические методы коррекции, которые могут использоваться и для работы с младшими школьниками, проявляющими агрессию.

Эти методы связаны с методами воспитания. Так, метод переубеждения является естественным продолжением метода убеждения. Также очень распространен метод поощрения и наказания, помимо прочего мотивирует школьников организация деятельности школьников на основе их интересов.

Несомненно, учителю важно понимать что психология и педагогика – очень тесно взаимосвязанные науки. Поэтому и методы их также коррелируют друг с другом. Тем не менее, существуют так называемые психологические или психотерапевтические методы, такие как изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, логоте-рапия и др. Далее рассмотрим некоторые из них подробнее.

Согласно профессиональному стандарту педагога, учителю необходимо не поверхностно, а достаточно основательно знать основные психологии ее отраслей: общей психологии, психологии развития, коррекционной психологии и пр. Поэтому представим методы психотерапевтического воздействия, которые могут применяться не только школьным психологом для коррекции нарушений поведения детей, но и учителем.

Логотерапия – это метод разговорной психотерапии, заключающийся в разговоре с ребенком, ориентированный на вербализацию эмоциональных состояний, то есть словесное описание внутренних переживаний. Применяя такой метод, учитель покажет значимость ребенка как личности, готовность к сопереживанию, уважение ценности другого человека.

Следующий метод, который может использовать учитель, – музыкотерапия – применение в работе музыкальных инструментов и произведений. Музыка позволяет повысить настроение, снять напряжение. Некоторые музыкальные произведения способствует повышению интеллектуальной активности, коррекции отклонений в личностном развитии, позволяют раскрепоститься, способствуют концентрации внимания и общей гармонизации состояния ребенка. Музыкотерапия относится к такому глубинному направлению как арттерапия. Час-то же выделяют ее в качестве самостоятельного метода.

Арт-терапия – с одной стороны, достаточно простой, но очень тонкий способ психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка. Занятие рисованием, лепкой, аппликацией позволяет увлечь и заинтересовать ребенка, способствует раскрытию внутренних резервов. Такой метод можно использовать не только на уроках рисования или технологии, но включать их в разные уроки: литературы, окружающего мира, русского языка.

Самое главное, что этот метод позволяет работать с глубинными психологическими проблемами, не травмируя психику ребенка. Через рисунок или поделку учитель может собрать достаточно много скрытой информации о ребенке, которую он не всегда озвучивает, да и понимает.

Также учителю можно использовать такой метод, как психогимнастика. Это не просто физкультминутки, которые использует учитель, чтобы снять физическое напряжение ребенка, это сочетание элементов игры, той же физкультминутки с техниками, направленными на коммуникацию, разрядку напряжения. Здесь взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, пантомиме, мимике [4].

Такие психогимнастические упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение тревоги и сокращение эмоциональной дистанции у младших школьников, выработку умения выражать свои чувства и желания.

Очень любят младшие школьники играть, не смотря на то, что ведущий вид деятельность в начальной школе – учебная. В этой связи такой метод как игротерапия будет также полезно использовать учителю на уроках. Игра выполняет множество функций: обучающую, развивающую, воспитательную, диагностическую, терапевтическую. В процессе игры ребенок демонстрирует свои чувства, навыки коммуникации, особенности самооценки и пр. Через игру младший школьник имеет возможность эмоционального и двигательного самовыражения, отреагирования страхов и фантазий, получения опыта преодоления препятствий. При этом для одних детей важна сама игра (процесс), для других – ее результат. Несомненно, что большая роль отводится игре в коррекции агрессии.

Игротерапия может быть направленной, то есть управляемой взрослым (игра по правилам, указаниям педагога или психолога) и ненаправленной (спонтанной, в свободной форме), то есть без вмешательства и контроля со стороны взрослого. Существует достаточно много проявлений недирективной игровой терапии: игры с песком и водой, крупами, фигурок животных, людей, машин и т. д. [5].

Конечно, на обычном уроке учителю может быть сложно привязать такую недирективную игровую терапию к теме занятия. В таком случае можно задействовать ресурсы внеурочной деятельности.

Гораздо более знакомы учителю сюжетно-ролевые игры, которые относятся к директивной игротерапии. Игры способствуют повышению уверенности в себе, улучшению взаимоотношений с окружающими, отреагированию агрессии и формированию привычки нравственного поведения. Такая форма игротерапии включает подготовку к началу игры, составлению ее плана или сюжета, выбор игрового материала, формирование группы.

Вживаясь в образ, дети могут проявить себя более открыто, позволить себе получить ресурсы этого героя или проанализировать его качества [6]. Учителю целесообразнее использовать групповую игротерпию. Групповая форма работы позволяет младшим школьникам идентифицироваться с другими формами поведения, лучше смоделировать реальные условия взаимодействия. При наблюдении за другими, ребенок обучается брать на себя ответственность, становится более смелым, пробует для себя что-то новое.

Таким образом, при определенных условиях дети младшего школьного возраста способны научиться организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями. Важную роль в развитии произвольного поведения является участие взрослого. Взрослый направляет усилия ребенка, раскрывает их смысл и обеспечивает средствами овладения. Так ребенок учиться ставить цели в своей деятельности и следовать им, учиться управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения.