1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
Для того чтобы предупредить нарастание агрессии и не допустить его перехода в девиантное или делинквентное поведение, учителю важно вовремя выявить агрессивное поведение младших школьников и грамотно организовать работу по его нивелированию. Иными словами, важно умело использовать психологическую коррекцию агрессивного поведения младших школьников.
Укажем самые распространенные психолого-педагогические методы коррекции, которые могут использоваться и для работы с младшими школьниками, проявляющими агрессию.
Эти методы связаны с методами воспитания. Так, метод переубеждения является естественным продолжением метода убеждения. Также очень распространен метод поощрения и наказания, помимо прочего мотивирует школьников организация деятельности школьников на основе их интересов.
Несомненно, учителю важно понимать что психология и педагогика – очень тесно взаимосвязанные науки. Поэтому и методы их также коррелируют друг с другом. Тем не менее, существуют так называемые психологические или психотерапевтические методы, такие как изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, логоте-рапия и др. Далее рассмотрим некоторые из них подробнее.
Согласно профессиональному стандарту педагога, учителю необходимо не поверхностно, а достаточно основательно знать основные психологии ее отраслей: общей психологии, психологии развития, коррекционной психологии и пр. Поэтому представим методы психотерапевтического воздействия, которые могут применяться не только школьным психологом для коррекции нарушений поведения детей, но и учителем.
Логотерапия – это метод разговорной психотерапии, заключающийся в разговоре с ребенком, ориентированный на вербализацию эмоциональных состояний, то есть словесное описание внутренних переживаний. Применяя такой метод, учитель покажет значимость ребенка как личности, готовность к сопереживанию, уважение ценности другого человека.
Следующий метод, который может использовать учитель, – музыкотерапия – применение в работе музыкальных инструментов и произведений. Музыка позволяет повысить настроение, снять напряжение. Некоторые музыкальные произведения способствует повышению интеллектуальной активности, коррекции отклонений в личностном развитии, позволяют раскрепоститься, способствуют концентрации внимания и общей гармонизации состояния ребенка. Музыкотерапия относится к такому глубинному направлению как арттерапия. Час-то же выделяют ее в качестве самостоятельного метода.
Арт-терапия – с одной стороны, достаточно простой, но очень тонкий способ психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка. Занятие рисованием, лепкой, аппликацией позволяет увлечь и заинтересовать ребенка, способствует раскрытию внутренних резервов. Такой метод можно использовать не только на уроках рисования или технологии, но включать их в разные уроки: литературы, окружающего мира, русского языка.
Самое главное, что этот метод позволяет работать с глубинными психологическими проблемами, не травмируя психику ребенка. Через рисунок или поделку учитель может собрать достаточно много скрытой информации о ребенке, которую он не всегда озвучивает, да и понимает.
Также учителю можно использовать такой метод, как психогимнастика. Это не просто физкультминутки, которые использует учитель, чтобы снять физическое напряжение ребенка, это сочетание элементов игры, той же физкультминутки с техниками, направленными на коммуникацию, разрядку напряжения. Здесь взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, пантомиме, мимике [4].
Такие психогимнастические упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение тревоги и сокращение эмоциональной дистанции у младших школьников, выработку умения выражать свои чувства и желания.
Очень любят младшие школьники играть, не смотря на то, что ведущий вид деятельность в начальной школе – учебная. В этой связи такой метод как игротерапия будет также полезно использовать учителю на уроках. Игра выполняет множество функций: обучающую, развивающую, воспитательную, диагностическую, терапевтическую. В процессе игры ребенок демонстрирует свои чувства, навыки коммуникации, особенности самооценки и пр. Через игру младший школьник имеет возможность эмоционального и двигательного самовыражения, отреагирования страхов и фантазий, получения опыта преодоления препятствий. При этом для одних детей важна сама игра (процесс), для других – ее результат. Несомненно, что большая роль отводится игре в коррекции агрессии.
Игротерапия может быть направленной, то есть управляемой взрослым (игра по правилам, указаниям педагога или психолога) и ненаправленной (спонтанной, в свободной форме), то есть без вмешательства и контроля со стороны взрослого. Существует достаточно много проявлений недирективной игровой терапии: игры с песком и водой, крупами, фигурок животных, людей, машин и т. д. [5].
Конечно, на обычном уроке учителю может быть сложно привязать такую недирективную игровую терапию к теме занятия. В таком случае можно задействовать ресурсы внеурочной деятельности.
Гораздо более знакомы учителю сюжетно-ролевые игры, которые относятся к директивной игротерапии. Игры способствуют повышению уверенности в себе, улучшению взаимоотношений с окружающими, отреагированию агрессии и формированию привычки нравственного поведения. Такая форма игротерапии включает подготовку к началу игры, составлению ее плана или сюжета, выбор игрового материала, формирование группы.
Вживаясь в образ, дети могут проявить себя более открыто, позволить себе получить ресурсы этого героя или проанализировать его качества [6]. Учителю целесообразнее использовать групповую игротерпию. Групповая форма работы позволяет младшим школьникам идентифицироваться с другими формами поведения, лучше смоделировать реальные условия взаимодействия. При наблюдении за другими, ребенок обучается брать на себя ответственность, становится более смелым, пробует для себя что-то новое.
Таким образом, при определенных условиях дети младшего школьного возраста способны научиться организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями. Важную роль в развитии произвольного поведения является участие взрослого. Взрослый направляет усилия ребенка, раскрывает их смысл и обеспечивает средствами овладения. Так ребенок учиться ставить цели в своей деятельности и следовать им, учиться управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения.
- Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников……………………………………………………………26
- Введение
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- Структура проявления агрессии по н.Д. Левитову
- Классификация агрессивных действий Басса
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
- Выводы по Главе I
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников
- 2.1. Методы, процедура и организация исследования
- Критерии и уровни агрессивности у младших школьников
- 2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).
- Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
- 2.2 Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников
- Факторы агрессивности младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:
- Выводы по Главе II
- Заключение
- Список используемых источников
- Приложение
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное» Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу. Проведение тестирования.
- Описание образа жизни
- Злое животное в сравнении с обычным
- За агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Результаты исследования по методике а.Басса и а.Дарки
- Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное»
- Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Сопоставительные данные по трем методикам
- Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников
- V. Диагностика с целью выявления степени агрессивности
- VI. Анкета для родителей