Факторы агрессивности младших школьников
№ | Название фактора | средний балл |
1 | Физическая агрессия | 6,6 |
2 | Косвенная агрессия | 4,9 |
3 | Раздражительность | 5,8 |
4 | Негативизм | 3,3 |
5 | Обида на окружающих | 5,3 |
6 | Подозрительность | 7,2 |
7 | Вербальная агрессия | 8,4 |
8 | Чувство вины | 7,8 |
9 | Индекс враждебности | 8,5 |
10 | Индекс агрессивности | 20,5 |
У младших школьников наиболее выражена подозрительность (7,2 балла), вербальная агрессия (8,4 балла), чувство вины (7,8 баллов).
Вербальный способ выражения агрессии является социально приемлемой заменой непосредственной, прямой физической агрессии, проявлять которую дети не могут из-за опасности подвергнуться ответному агрессивному акту. Иными словами, дети склонны проявлять вербальную агрессию как самую безопасную для себя. К тому же, вербальная агрессия иногда является своего рода показателем причисления к неформальной "взрослой" культуре, которую они пытаются активно это продемонстрировать.
Подозрительность является результатом противопоставления ребенком себя окружающему миру, сопутствующими переживаниями "непонятности", "миссионерства" и собственной уникальности. Подозрительность у младших школьников выражается в недоверии к окружающим, убеждение в том, что другие люди приносят им вред. Этим же объясняется высокая выраженность у младших школьников чувства вины.
Высокие показатели обидчивости связаны с желанием вступать в конфликты с социально значимыми людьми и неадекватное восприятие критики с их стороны.
Рассмотрим результаты проективной методики «Несуществующее животное», которые мы занесли в таблицу (Приложение 6)
Анализ этой методики позволил увидеть состояние эмоциональной сферы детей.
По результатам рисунков мы установили, что у большинства испытуемых агрессивные рисунки 9 человек (56%) младших школьников.
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, преобладает черный и серый цвет. У животных имеются много острых углов, четко прорисованы острые зубы и когти, на левой стороне листа имеются изображения оружия, больших корявых деревьев, что указывает на преобладание у детей отрицательно окрашенных эмоций. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию.
Только семероо младших школьников нарисовали добрых животных, для этих детей агрессия не очень характерна. На рисунках нет угрожающих или нападающих животных, хищников, отсутствуют символы прямой агрессии (зубы, клюв, когти и т.д.). В рисунках преобладают светлые тона. Нарисованные детали (деревья, солнце, цветы) расположены в правой стороне листа, что указывает на положительно окрашенные эмоции детей. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что свидетельствует о наличии самоконтроля, дружелюбия, защитного характера агрессии.
После завершения работы испытуемым задали вопросы, ответив на них, они подтвердили наличие агрессии и враждебности.
В ходе беседы 9 младших школьников описали свои рисунки как самое страшное и могучее сказочное животное, монстры, приведения, скелеты.
Таким образом, данная методика подтвердила наличие у детей агрессивности.
Рассмотрим результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка, которые мы занесли в таблицу (Приложение 7)
Из протокола (приложение 4), мы определили уровень агрессивности у ребенка.
По результатам исследования мы установили, что у большинства испытуемых средний уровень агрессивности – 7 детей (43,75%). Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; детям требуется помощь в овладении собственным поведением;
У 6 детей (37,5%) – низкий уровень агрессивности - от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у детей нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологиченских; они самостоятельно овладевают собственной агрессивностью.
Высокий уровень агрессивности у 3 детей (18,75%). Детям требуется значительная психолого-педагогическая и медицинская помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Мы вывели уровень агрессивности по итогам трёх методик и занесли в таблицу (Приложение 8).
Можно сделать вывод о том, что у 7 детей (43,75%) средний уровень агрессивности, у 5 детей (31,25%) – низкий уровень агрессивности, у 4 детей (25%) высокий уровень агрессивности.
Это требует мер психолого-педагогической поддержки детей, которые направлены на снижение уровня агрессивности.
- Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников……………………………………………………………26
- Введение
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- Структура проявления агрессии по н.Д. Левитову
- Классификация агрессивных действий Басса
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
- Выводы по Главе I
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников
- 2.1. Методы, процедура и организация исследования
- Критерии и уровни агрессивности у младших школьников
- 2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).
- Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
- 2.2 Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников
- Факторы агрессивности младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:
- Выводы по Главе II
- Заключение
- Список используемых источников
- Приложение
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное» Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу. Проведение тестирования.
- Описание образа жизни
- Злое животное в сравнении с обычным
- За агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Результаты исследования по методике а.Басса и а.Дарки
- Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное»
- Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Сопоставительные данные по трем методикам
- Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников
- V. Диагностика с целью выявления степени агрессивности
- VI. Анкета для родителей