logo
Агрессия-2

Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:

Цель: создание условий для улучшения понимания детьми причин проявления агрессии и рассмотрение различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

- Рассмотреть природу и причины возникновения агрессивного поведения, негативных чувств (гнева, обиды, раздражения и т. д.);

- Обсудить способы совладания с негативными эмоциями;

- Провести психологические упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения с целью развития у детей навыков эмоциональной саморегуляции;

- Обсудить различные стратегии поведения в конфликте на примере ситуаций, связанных с проявлением агрессии.

Необходимое время: 40-45 минут.

Ход занятия:

Зачитывание и обсуждение с детьми притчи «Драка со львом».

Притча «Драка со львом» .

Лев отдыхал в тени большого дерева после сытного обеда. К нему приблизился Шакал и сказал:

- Лев! А давай подеремся! Устроим на этой поляне сражение. Ты против меня!

Лев на него и внимания не обратил. Тогда Шакал пригрозил:

- Давай драться! А не то я пойду и всей пустыне расскажу, что Лев меня ужасно испугался.

Лев зевнул, лениво потянулся и промолвил:

- Подумаешь! Даже если меня осудят обитатели пустыни за трусость – это все же куда приятнее, чем они будут презирать меня. Презирать за драку с каким-то там Шакалом.

1.Обсуждение с участниками природы и причин возникновения агрессивного поведения: что такое драка и почему она возникает; понятий агрессии, гнева, причин их возникновения.

2. Мозговой штурм «Как справиться с гневом»: обсуждение способов эмоциональной саморегуляции, совладания с негативными эмоциями. Тренировка различных способов эмоциональной саморегуляции совместно с психологом (проведение нескольких игр и упражнений, направленных на снятие эмоционального напряжения «Рычание», «Тух-тибидух»  и др.).

3. Мозговой штурм «Что делать, если тебя втягивают в драку?», «Если ты наблюдаешь драку со стороны?»: обсуждение с детьми возможных действий.

Пример. Если тебя втягивают в драку:

Попробуй перевести конфликт в шутку;

Отойди в сторону, зайди в класс;

Не начинай драку первым;

Передай обидчику свои чувства «Я возмущен твоим поведение», «Я зол, но не хочу с тобой драться», «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку? Я прав?» и др.

Обсуждение стратегий поведения в конфликтных ситуациях по схеме: ситуация – возможные стратегии поведения – последствия применения каждой из стратегий – выбор наиболее безопасных стратегий.

Примеры ситуаций:

1. Сергей без спроса взял у Коли карандаши.

2. Катя обозвала Юлю глупой.

3. Олег толкнул Рому в спину на перемене и убежал.

Старалась вводить элементы игры на снятие агрессивности у детей на уроках.

Так на уроках Изо проводила игру «Кляксография»

Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

   Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа.

Понравилась детям игра «Скульптор и глина», которую мы проводили на уроках технологии. Цель игры: Коррекция агрессивности в интеллектуальной сфере.

Игра проводится в парах и без слов. Один – «скульптор», другой – «глина». «Глина» сидит на стуле, «скульптор» ее «разминает» перед работой (делает массаж спины, шеи, рук). Потом начинает «лепить». «Глина» - пассивна. «Скульптор» ставит ноги, руки, голову «глины» в соответствии с задуманным образом, узнаваемым другими. Задача «глины» - понять задумку и воплотиться в образ. Потом устраивается «выставка». Все скульпторы ходят и восхищаются. Если образ узнается, то «скульптура» «оживает» (изображает действие – флейтист играет на флейте, клоун веселит и т.д.)

После того как все «скульптуры» ожили, они меняются со «скульпторами», и игра начинается вновь.

На уроках окружающего мира вводила игру «Инопланетяне», цель которой коррекция агрессивности в деятельностной сфере.

К нам на Землю прилетели пришельцы с планеты Эмоциториус. Каждый из них является носителем определенного эмоционального состояния. Нам предстоит угадать, кого как зовут (по имени эмоции). При этом Инопланетянину необходимо вести себя в соответствии со своей эмоцией представить себя с помощью мимики, пантомимики, речи. При этом речь должна быть непонятной по смыслу (поскольку язык нерусский), но понятна по своему тону. В ходе игры дети выбирают роли разных инопланетян.

На уроке чтения проводили обсуждение отрывка из произведения А. Линдгрен «Пеппи - Длинный чулок», цель которого коррекция агрессивности в эмоционально-волевой сфере.

Упражнение построено на обсуждении отрывка из произведения А. Линдгрен «Пеппи - Длинный чулок», в котором героиня мчится на лошади, торопясь в школу.

После прочтения обсуждали с детьми: как передаются эмоциональные состояния в тексте, насколько сильно они проявляются, как разные люди реагируют на одну ситуацию, почему герои ведут себя именно так, почему в одинаковой ситуации у людей разное поведение?

Проведенная программа может считаться эффективной, так как у детей сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Уменьшилась как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение.

Применение учителем данной программы может послужить стимулом для выстраивания целостной модели коррекции агрессивного поведения, которая предполагает более системный и пролонгированный характер на примере публикаций А. А. Севрюковой [36].