Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
Данная методика является простой в обработке данных и наиболее информативной среди применяемых в настоящее время психологических методик для диагностики агрессивного поведения школьников.
Методика диагностики показателей и форм агрессии включает в себя несколько шкал:
физическая агрессия – агрессивное поведение, выражающееся в драках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека,
вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословие и т.д.,
косвенная агрессия – агрессивное поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы),
негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демонстрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе,
раздражительность,
подозрительность,
обида,
чувство вины (аутоагрессия),
ИА – индекс агрессии (обобщенный показатель агрессии).
ИВ – индекс враждебности (обобщенный показатель враждебности), показывающий насколько индивид враждебно относится к своему окружению.
-
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
-
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
-
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
-
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
-
Не всегда получаю то, что мне положено.
-
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
-
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
-
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
-
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
-
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
-
Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
-
Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
-
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
-
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю.
-
Часто бываю не согласен с людьми.
-
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
-
Если кто-то ударит меня, я не отвечу ему.
-
В раздражении хлопаю дверьми.
-
Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
-
Если кто-то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор.
-
Меня немного огорчает моя судьба.
-
Думаю, что многие люди не любят меня.
-
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
-
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
-
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
-
Я не способен на грубые шутки.
-
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
-
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
-
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
-
Довольно многие завидуют мне.
-
Требую, чтобы люди уважали мои права.
-
Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
-
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
-
От злости иногда бываю мрачным.
-
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
-
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
-
Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
-
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
-
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
-
Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
-
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
-
Обижаюсь, когда получается не по-моему.
-
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
-
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
-
Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»
-
Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
-
Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
-
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
-
С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
-
Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
-
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
-
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать приятное для меня.
-
Когда кричат на меня, кричу в ответ.
-
Неудачи огорчают меня.
-
Дерусь не реже и не чаще других.
-
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что ломал первую попавшуюся в руки вещь.
-
Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
-
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
-
Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
-
Ругаюсь только от злости.
-
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
-
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
-
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
-
Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
-
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
-
Не умею человека поставить на место, даже если он этого заслуживает.
-
Часто думаю, что живу неправильно.
-
Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
-
Не огорчаюсь из-за мелочей.
-
Мне редко в голову приходит мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
-
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
-
В последнее время я стал занудой.
-
В споре часто повышаю голос.
-
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
-
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Ключ к методике А.Басса и А.Дарки:
Возможно четыре варианта ответов, которые суммируются по парам: «да» + «пожалуй да», «пожалуй нет» + «нет». Ответ на вопрос со знаком «-» регистрируется с противоположным знаком. Сумму баллов по шкале необходимо умножить на коэффициент (К) для данной шкалы.
«1» - физическая агрессия.
1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+ (К=11)
«2» - вербальная агрессия
7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75- (К=8)
«3» - косвенная агрессия.
2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+ (К=13)
«4» - негативизм
4+, 12+, 20+, 28+, 36- (К=20)
«5» - раздражение
3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+ (К=9)
«6» - подозрительность
6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70- (К=11)
«7» - обида
5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58 (К=13)
«8» - чувство вины
8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+ (К=11)
Индекс агрессивности (ИА): Сумму баллов по шкалам («1», «2», «3») разделить на 3.Индекс враждебности (ИВ): Сумму баллов по шкалам («6», «7») разделить на 2.
Приложение 2
- Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников……………………………………………………………26
- Введение
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- Структура проявления агрессии по н.Д. Левитову
- Классификация агрессивных действий Басса
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
- Выводы по Главе I
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников
- 2.1. Методы, процедура и организация исследования
- Критерии и уровни агрессивности у младших школьников
- 2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).
- Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
- 2.2 Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников
- Факторы агрессивности младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:
- Выводы по Главе II
- Заключение
- Список используемых источников
- Приложение
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное» Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу. Проведение тестирования.
- Описание образа жизни
- Злое животное в сравнении с обычным
- За агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Результаты исследования по методике а.Басса и а.Дарки
- Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное»
- Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Сопоставительные данные по трем методикам
- Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников
- V. Диагностика с целью выявления степени агрессивности
- VI. Анкета для родителей