Заключение
Итак, нами были рассмотрены теоретические основы агрессивности у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме.
Психологи склоняются к пониманию агрессии как целенаправленного разрушительного поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). В прямом смысле слова – это нападение с целью захвата по собственной инициативе. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, драчливость, грубость, «задиристость», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной активностью, злостью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость в разных формах.
Агрессивные действия выступают в качестве:
- средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
- способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
- способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивность как всякая личностная черта-свойство, имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность обладает определённой степенью агрессивности.
В отечественной и зарубежной литературе выделяется ряд подходов к объяснению внутренних причин агрессивного поведения, исходящих из особенностей личности и индивидуальности человека. В качестве индивидуальных черт, способствующих проявлению агрессивного поведения, выделяют раздражительность, завышенный уровень притязаний и высокую самооценку, эгоцентризм, повышенную обидчивость, эмоциональную неустойчивость, реактивность при отстаивании своих интересов, ригидность мыслительных процессов, низкие способности к адаптивным формам поведения, экстрапунитивную манеру реагирования на воздействия социального окружения.
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия.
Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально–психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня агрессивности у младших школьников. Для диагностики агрессивности младших школьников мы применили проективные рисуночные методики и наблюдение.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, высокий уровень агрессивности показали 7 детей (43,75%), средний уровень агрессивности у 7 детей (43,75%), которым присуща враждебность, повышенная тревожность, спонтанное возникновение агрессии, эмоционально неустойчивое состояние детей.
Таким образом, мы видим, что из класса 56,25% школьников нуждается в специальной коррекционной поддержке.
Учитывая, что элементы игротерапии являются мощным средством профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, мы использовали данный метод в своей деятельности. Нами была составлена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников
Программа может быть использована в групповой работе педагога-психолога с младшими школьниками, а также учителем. В основе программы лежат упражнения М. А. Панфиловой. Цель программы: психолого- педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в сопоставлении различных точек зрения на понятие агрессивности, в выявлении ее составляющих.
Практическая значимость исследования заключается в содействии учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, предложив методы коррекции и программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников при помощи элементов игротерапии.
Применение учителем данной программы может послужить стимулом для выстраивания целостной модели коррекции агрессивного поведения, которая предполагает более системный и пролонгированный характер на примере публикаций А. А. Севрюковой [].
Результаты исследования могут быть полезны учителям, родителям, студентам, интересующимся этой проблемой.
- Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников……………………………………………………………26
- Введение
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- Структура проявления агрессии по н.Д. Левитову
- Классификация агрессивных действий Басса
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
- Выводы по Главе I
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников
- 2.1. Методы, процедура и организация исследования
- Критерии и уровни агрессивности у младших школьников
- 2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).
- Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
- 2.2 Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников
- Факторы агрессивности младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:
- Выводы по Главе II
- Заключение
- Список используемых источников
- Приложение
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное» Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу. Проведение тестирования.
- Описание образа жизни
- Злое животное в сравнении с обычным
- За агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Результаты исследования по методике а.Басса и а.Дарки
- Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное»
- Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Сопоставительные данные по трем методикам
- Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников
- V. Диагностика с целью выявления степени агрессивности
- VI. Анкета для родителей