logo
Агрессия-2

Заключение

Итак, нами были рассмотрены теоретические основы агрессивности у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме.

Психологи склоняются к пониманию агрессии как целенаправленного разрушительного поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). В прямом смысле слова – это нападение с целью захвата по собственной инициативе. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, драчливость, грубость, «задиристость», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной активностью, злостью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость в разных формах.

Агрессивные действия выступают в качестве:

- средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

- способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

- способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность как всякая личностная черта-свойство, имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность обладает определённой степенью агрессивности.

В отечественной и зарубежной литературе выделяется ряд подходов к объяснению внутренних причин агрессивного поведения, исходящих из особенностей личности и индивидуальности человека. В качестве индивидуальных черт, способствующих проявлению агрессивного поведения, выделяют раздражительность, завышенный уровень притязаний и высокую самооценку, эгоцентризм, повышенную обидчивость, эмоциональную неустойчивость, реактивность при отстаивании своих интересов, ригидность мыслительных процессов, низкие способности к адаптивным формам поведения, экстрапунитивную манеру реагирования на воздействия социального окружения.

В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия.

Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально–психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня агрессивности у младших школьников. Для диагностики агрессивности младших школьников мы применили проективные рисуночные методики и наблюдение.

Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, высокий уровень агрессивности показали 7 детей (43,75%), средний уровень агрессивности у 7 детей (43,75%), которым присуща враждебность, повышенная тревожность, спонтанное возникновение агрессии, эмоционально неустойчивое состояние детей.

Таким образом, мы видим, что из класса 56,25% школьников нуждается в специальной коррекционной поддержке.

Учитывая, что элементы игротерапии являются мощным средством профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, мы использовали данный метод в своей деятельности. Нами была составлена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников

Программа может быть использована в групповой работе педагога-психолога с младшими школьниками, а также учителем. В основе программы лежат упражнения М. А. Панфиловой. Цель программы: психолого- педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в сопоставлении различных точек зрения на понятие агрессивности, в выявлении ее составляющих.

Практическая значимость исследования заключается в содействии учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, предложив методы коррекции и программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников при помощи элементов игротерапии.

Применение учителем данной программы может послужить стимулом для выстраивания целостной модели коррекции агрессивного поведения, которая предполагает более системный и пролонгированный характер на примере публикаций А. А. Севрюковой [].

Результаты исследования могут быть полезны учителям, родителям, студентам, интересующимся этой проблемой.