Введение
Актуальность темы «Агрессивное поведение младших школьников» вызвана серьезным обострением проблемы агрессивного поведения детей с раннего возраста.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Каждый день дети становятся не вольными свидетелями, а подчас и жертвами агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Само общение между детьми всё чаще происходит с использованием ненормативной лексики и повышенного тона. Это свидетельствует об отсутствии культурно-ценностных понятий у детей, по каким-то причинам не привитых родителями её в раннем возрасте. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребенку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение.
Источником возникновения агрессивного поведения является отсутствие доверительных отношений в семье. Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям, наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Отцы вместо того, чтобы сходить с сыном на футбол или в парк, проводят вечера, окунувшись в виртуальный мир онлайн игр, а матери, общаясь в социальных сетях, и вовсе забывают о своем материнском долге, теряя счет времени. Наличие вредных привычек и зависимостей также пагубно сказывается на воспитании детей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Если на ребенка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье, на экране телевизора, или на мониторе компьютера. Характер человека закладывается в раннем возрасте, поэтому, агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни. Именно поэтому, нужно как можно раньше диагностировать наличие агрессивности и подобрать оптимальный метод коррекции поведения, чтобы избежать закрепления агрессивного стиля в поведении ребенка.
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои научные труды проблематике агрессивности в детском возрасте.
Проблемой агрессии и агрессивности в зарубежной психологии занимались А. Басс, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной психологической науке проблему детской агрессии рассматривают С. Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, С. Н. Ениколопов и др.
Особенностям агрессивности в младшем школьном возрасте посвящены работы Е. Е. Копченовой, Н. М. Платоновой, К. С. Шалагиновой и др.
Цель нашего исследования разработать корректирующие занятия как средства снижения агрессии в поведении младших школьников.
Объектом данного исследования является особенности поведения в младшем школьном возрасте.
Предметом – корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении младших школьников.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что снижение агрессии у младших школьников может протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе комплексного подхода.
Мы предполагаем, что корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении будут эффективны если:
- будет использована такая форма организации работы со школьниками, как групповые занятия;
- будет создана атмосфера для расширения поведенческого репертуара.
Задачи исследования:
-
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
-
Подобрать диагностический комплекс для выявления агрессивности в поведении у детей младшего школьного возраста.
-
Выявить особенности проявления агрессивности у младших школьников.
-
Составить программу корректирующих занятий, направленных на коррекцию агрессивности в поведении младших школьников.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ Маловская основная общеобразовательная школа. В исследовании принимали участие 16 младших школьников, обучающихся во 2-4 классах.
- Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников……………………………………………………………26
- Введение
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- Структура проявления агрессии по н.Д. Левитову
- Классификация агрессивных действий Басса
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
- Выводы по Главе I
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников
- 2.1. Методы, процедура и организация исследования
- Критерии и уровни агрессивности у младших школьников
- 2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).
- Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
- 2.2 Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников
- Факторы агрессивности младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:
- Выводы по Главе II
- Заключение
- Список используемых источников
- Приложение
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное» Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу. Проведение тестирования.
- Описание образа жизни
- Злое животное в сравнении с обычным
- За агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Результаты исследования по методике а.Басса и а.Дарки
- Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное»
- Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Сопоставительные данные по трем методикам
- Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников
- V. Диагностика с целью выявления степени агрессивности
- VI. Анкета для родителей