logo
Агрессия-2

Введение

Актуальность темы «Агрессивное поведение младших школьников» вызвана серьезным обострением проблемы агрессивного поведения детей с раннего возраста.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Каждый день дети становятся не вольными свидетелями, а подчас и жертвами агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Само общение между детьми всё чаще происходит с использованием ненормативной лексики и повышенного тона. Это свидетельствует об отсутствии культурно-ценностных понятий у детей, по каким-то причинам не привитых родителями её в раннем возрасте. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребенку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение.

Источником возникновения агрессивного поведения является отсутствие доверительных отношений в семье. Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям, наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Отцы вместо того, чтобы сходить с сыном на футбол или в парк, проводят вечера, окунувшись в виртуальный мир онлайн игр, а матери, общаясь в социальных сетях, и вовсе забывают о своем материнском долге, теряя счет времени. Наличие вредных привычек и зависимостей также пагубно сказывается на воспитании детей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.

Если на ребенка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье, на экране телевизора, или на мониторе компьютера. Характер человека закладывается в раннем возрасте, поэтому, агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни. Именно поэтому, нужно как можно раньше диагностировать наличие агрессивности и подобрать оптимальный метод коррекции поведения, чтобы избежать закрепления агрессивного стиля в поведении ребенка.

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои научные труды проблематике агрессивности в детском возрасте.

Проблемой агрессии и агрессивности в зарубежной психологии занимались А. Басс, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной психологической науке проблему детской агрессии рассматривают С. Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, С. Н. Ениколопов и др.

Особенностям агрессивности в младшем школьном возрасте посвящены работы Е. Е. Копченовой, Н. М. Платоновой, К. С. Шалагиновой и др.

Цель нашего исследования разработать корректирующие занятия как средства снижения агрессии в поведении младших школьников.

Объектом данного исследования является особенности поведения в младшем школьном возрасте.

Предметом – корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении младших школьников.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что снижение агрессии у младших школьников может протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе комплексного подхода.

Мы предполагаем, что корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении будут эффективны если:

- будет использована такая форма организации работы со школьниками, как групповые занятия;

- будет создана атмосфера для расширения поведенческого репертуара.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.

  2. Подобрать диагностический комплекс для выявления агрессивности в поведении у детей младшего школьного возраста.

  3. Выявить особенности проявления агрессивности у младших школьников.

  4. Составить программу корректирующих занятий, направленных на коррекцию агрессивности в поведении младших школьников.

Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ Маловская основная общеобразовательная школа. В исследовании принимали участие 16 младших школьников, обучающихся во 2-4 классах.