logo
Агрессия-2

Критерии и уровни агрессивности у младших школьников

критерии

высокий

средний

низкий

Враждебность

В действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Преднамеренное причинение вреда. Применение физической агрессии. Частые ссоры.

Применение косвенной агрессии. Угрозы, жестокие слова и фразы. Ссоры.

Обиды, недовольства, нежелания общаться, истерики.

Раздражительность

Проявление негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, брюзжание, обидчивость, резкость).

Крики, истерика.

Плач, вспышки истерики

Принятие себя

Уверенность. Умение приспосабливаться. Коммуникабельность. Энергичность.

Сомнения, колебания. Испытывает тревожность, беспокойство. Застенчивость. Склонность к обращению на себя внимания.

Пассивность. Нежелание ничего менять. Замкнутость. Неуверенность в себе. Недовольство собой. Подавленность.

Для исследования уровня и форм проявления агрессивности школьниками нами были использованы следующие методики:

1.Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого). Личностный опросник, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. В основе опросника лежат теоретические разработки Арнольда Басса, выделившего следующие виды агрессивного поведения:

Каждое утверждение опросника относится к одному из восьми так называемых индексов форм агрессивных или враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица. Исключается лишь уничтожение неодушевленных предметов.

2. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг и т. п.), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань и т. п.).

3. Косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и агрессия без направленности (неупорядоченных взрывов ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу, топании ногами и т. п.). Это могут быт сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топтании ногами и т.п. Последнее - эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитетов или руководства; это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы, против устоявшихся традиций, против требований, правил или законов.

5. Склонность к раздражению — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, брюзжание, обидчивость, резкость).

6. Подозрительность — склонность к недоверию и осторожности по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред.

7. Обида — проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

8. Чувство вины или аутоагрессия — убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессовестно (наличие у него угрызений совести).

А также сходные по эмоциональному содержанию с агрессией качества: раздражительность, негативизм, обида, подозрительностьi.

Текст опросника содержит 75 вопросов, которые оцениваются по восьми шкалам. Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны (Приложение 1).

Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Агрессия - это активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Враждебность - это общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий детей агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики.