logo search
Paliy_N

Иррациональное потребительское поведение

Иррациональное (греч. „недоступное пониманию”) поведение противоположно рациональному поведению. Если для рационального поведения характерна увязка целей с интересами, конструирование плана действий на основе расчета возможных достижений и издержек (ответ на вопрос “стоит ли?”), то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с логическим расчетом.

2.1. Подражание - это форма потребительского поведения, которое воспроизводится людьми без лишних размышлений. Чтобы не ломать голову, индивид в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут окружающие. Люди, стремясь сэкономить свои силы, идут по пути подражания: если соседи купили стиральную машину и она работает уже целый год, значит, можно сделать то же.

2.2. Заражение. Люди заражаются вирусом болезни, они могут при определенных условиях заражаться чужим настроением, заимствуя соответствующие формы поведения. Эффект заражения широко используется в механизме рекламы, при проведении распродаж, акций.

2.3. Внушение - это поведение, которому характерно некритическое восприятие внешней информации. Этот тип поведения ярко проявляется в так называемом эффекте „толпы и публики”. В толпе резко усиливается действие механизма социально-психологического заражения, т.е. усиливается действие механизма внушения лидерами и взаимного внушения людей. Развитие телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением миллионов людей. Люди могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия. Например, массированная реклама финансовой пирамиды “МММ” толкнула миллионы людей вкладывать свои деньги в расчете на большие прибыли; переданная по тем же каналам информация о начавшемся крахе “МММ” привела их в одновременно за своими деньгами.

Скопление людей может иметь некоторые черты толпы, не превращаясь в нее, но неуловимым образом влияя на поведение потребителей. Такое часто случается во время так называемых “народных гуляний”. Публика - это те, кто подвергается воздействию в одиночку: читатели газет, слушатели радио, телезрители. Они все вместе и в то же время порознь. Телевидение формирует публику, заставляя ее подражать моделям потребления, которые предлагаются через фильмы, концерты и шоу. Опытные актеры внушают зрителям, что покупать и как потреблять. На механизме внушения публики строится реклама в СМИ.

2.4. Паника (греч. - „безумие”) - это индивидуалистическое и эгоцентрическое поведение, направленное на личное спасение любой ценой. В процессе паники потребители часто действуют однотипно, например, все бросаются в одни двери, что является результатом циркулярной реакции, внушения и заражения, подражания.

2.5. Шопинг-наркомания. В основе механизма наркозависимости лежит привыкание к наркотическому веществу. В результате формируется физиологическая потребность, неудовлетворение которой может вызывать физические страдания. Шопинг-наркоманы – это по-настоящему больные люди, которые несчастливы в жизни и полны страхов. Для них хождение по магазинам – это уход от угнетающих их проблем. Две трети шопинг-наркоманов – женщины. Среди них встречаются люди любого уровня достатка и нескольких категорий. Одна из них – категория потребителей, зацикленных на покупке еды в красивых упаковках и страдающих обжорством. Другая категория – это “мстительные покупательницы”. В эту группу входят, прежде всего, домохозяйки, чьи мужья успешно продвигаются по служебной лестнице. Эти женщины пытаются тратой денег напомнить о своем существовании. Еще одна группа “экзистенциальные” покупатели (от лат. existentia – “существование”) - зацикленные на своей индивидуальности, они упиваются собственным вкусом и самоутверждаются посредством покупок.