Иррациональное потребительское поведение
Иррациональное (греч. „недоступное пониманию”) поведение противоположно рациональному поведению. Если для рационального поведения характерна увязка целей с интересами, конструирование плана действий на основе расчета возможных достижений и издержек (ответ на вопрос “стоит ли?”), то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с логическим расчетом.
2.1. Подражание - это форма потребительского поведения, которое воспроизводится людьми без лишних размышлений. Чтобы не ломать голову, индивид в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут окружающие. Люди, стремясь сэкономить свои силы, идут по пути подражания: если соседи купили стиральную машину и она работает уже целый год, значит, можно сделать то же.
2.2. Заражение. Люди заражаются вирусом болезни, они могут при определенных условиях заражаться чужим настроением, заимствуя соответствующие формы поведения. Эффект заражения широко используется в механизме рекламы, при проведении распродаж, акций.
2.3. Внушение - это поведение, которому характерно некритическое восприятие внешней информации. Этот тип поведения ярко проявляется в так называемом эффекте „толпы и публики”. В толпе резко усиливается действие механизма социально-психологического заражения, т.е. усиливается действие механизма внушения лидерами и взаимного внушения людей. Развитие телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением миллионов людей. Люди могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия. Например, массированная реклама финансовой пирамиды “МММ” толкнула миллионы людей вкладывать свои деньги в расчете на большие прибыли; переданная по тем же каналам информация о начавшемся крахе “МММ” привела их в одновременно за своими деньгами.
Скопление людей может иметь некоторые черты толпы, не превращаясь в нее, но неуловимым образом влияя на поведение потребителей. Такое часто случается во время так называемых “народных гуляний”. Публика - это те, кто подвергается воздействию в одиночку: читатели газет, слушатели радио, телезрители. Они все вместе и в то же время порознь. Телевидение формирует публику, заставляя ее подражать моделям потребления, которые предлагаются через фильмы, концерты и шоу. Опытные актеры внушают зрителям, что покупать и как потреблять. На механизме внушения публики строится реклама в СМИ.
2.4. Паника (греч. - „безумие”) - это индивидуалистическое и эгоцентрическое поведение, направленное на личное спасение любой ценой. В процессе паники потребители часто действуют однотипно, например, все бросаются в одни двери, что является результатом циркулярной реакции, внушения и заражения, подражания.
2.5. Шопинг-наркомания. В основе механизма наркозависимости лежит привыкание к наркотическому веществу. В результате формируется физиологическая потребность, неудовлетворение которой может вызывать физические страдания. Шопинг-наркоманы – это по-настоящему больные люди, которые несчастливы в жизни и полны страхов. Для них хождение по магазинам – это уход от угнетающих их проблем. Две трети шопинг-наркоманов – женщины. Среди них встречаются люди любого уровня достатка и нескольких категорий. Одна из них – категория потребителей, зацикленных на покупке еды в красивых упаковках и страдающих обжорством. Другая категория – это “мстительные покупательницы”. В эту группу входят, прежде всего, домохозяйки, чьи мужья успешно продвигаются по служебной лестнице. Эти женщины пытаются тратой денег напомнить о своем существовании. Еще одна группа “экзистенциальные” покупатели (от лат. existentia – “существование”) - зацикленные на своей индивидуальности, они упиваются собственным вкусом и самоутверждаются посредством покупок.
- Имени Михаила Туган-Барановского
- Донецк 2011 содержание
- Тема 1. Инновационные идеи
- Основы товарной инновационной политики.
- Основы товарной инновационной политики
- Генерация идей новых товаров
- Методики генерации идей
- Перечисление признаков.
- Принудительное сочетание.
- Морфологический анализ.
- Рефрейминг.
- Метод провокаций.
- Определение проблем потребителей.
- Метод инверсии.
- Синектика.
- Метод сочетания несочетаемого.
- Латеральное мышление.
- Метод scamper.
- Такой анализ дает массу идей для модификации существующих и создания новых продуктов.
- Генерированные идеи следует оценить и выбрать из них наиболее оптимальные для деятельности фирмы. Этот этап получил название отбор (селекция) идей.
- Система измерения инноваций
- Референтные группы в системе инноваций
- Тема 2. Разработка нового товара
- Сущность и критерии нового товара.
- Разработка концепции нового товара.
- Концепция тqм.
- Сущность и критерии нового товара
- Разработка концепции нового товара
- Приемы разработки концепции новых товаров
- Анализ конкурентных преимуществ новых товаров
- Как удержать достигнутые конкурентные преимущества?
- 1. Твори добро
- 2. Напишите мантру
- 3. Беритесь за дело
- 4. Сформулируйте бизнес-модель
- 5. Не распыляйтесь
- 6. Определите нишу
- 7. Презентации 10-20-30
- 8. Нанимайте одержимых людей
- 9. Преодолейте барьер выхода на рынок
- 10. Пробейтесь через облака
- 11. Не слушайте «советчиков»
- Концепция тqм
- Тема 3. Рынок инноваций
- Будущее маркетинга
- Стратегические подходы: стратегия “голубого океана” и стратегия “алого океана”
- Особенности рынка инноваций
- Ценовая политика на рынке инноваций
- IV. Факторы характеристики товара.
- Сегментация рынка инноваций
- Позиционирование инновационных товаров
- Определение текущей позиции.
- Выбор желаемой позиции.
- Разработка стратегии для достижения желаемой позиции.
- Разработка бренда инновационного товара
- Life-placement - новый метод продвижения товаров-новинок
- Тема 4. Особенности потребительского поведения
- Особенности восприятия нового товара.
- Рациональное потребительское поведение
- 1.2. Традиционное поведение потребителя.
- 1. 3. Спорадическое („случайное”) поведение.
- 1. 4. Инструментальное поведение.
- 1.5. Ценностно-ориентированное потребление (или статусное потребление).
- Иррациональное потребительское поведение
- Эволюция взглядов на потребительское поведение
- Анализ потребительских преимуществ инновационных товаров
- Глобализация потребления: причины, тенденции, ограничения
- Тема 5. Товарная политика в интернете
- Особенности товарной политики в Интернете
- Наконец, все более значимым становится исход миллионов людей в виртуальные вселенные и одновременно — экспансия виртуальных экономик в реальные миры.
- Составляющие товарной политики в Интернете
- Влияние Интернета на товарную политику
- Развитие финансовых услуг в Интернете
- Проблемы и перспективы товарной политики в Интернете
- Литература