Глобализация потребления: причины, тенденции, ограничения
Торговля и войны за новые территории с древних времен вели к выходу национальных форм потребления за пределы национальных границ.
Индустриализация Запада дала толчок торговле в мировом масштабе. Появление мощных станков, конвейера резко ускорило процесс производства однотипных товаров. Мир стал превращаться в единый мировой рынок. Во всех концах света люди стали потреблять одну и ту же или однотипную продукцию.
В конце ХХ в. этот процесс трансформировался: производимые товары, благодаря гибким технологиям, стали более разнообразными. Модели потребления стали носить наднациональный характер, так как рассчитаны на целый мир.
В основе этой тенденции лежит, во-первых, движущая сила капиталистического способа производства - интерес фирм в получении максимальной прибыли, во-вторых, возможность добиться этого наращиванием масштабов производства, что позволит сократить издержки. Поскольку национальные границы во многих случаях узки, то интерес компаний диктует формирование рынка в масштабах всего земного шара - глобального рынка.
Взрыв информационных технологий также ведет к глобализации потребления. Мир смотрит одни и те же фильмы, подражает одним и тем же звездам, копирует одни и те же модели потребления. Спутниковое телевидение стирает национальные границы: люди в разных странах мира, смотрящие TV, знакомятся с новинками экономики, политики, культуры одновременно.
Механизм глобализации потребления может быть разным. В ряде случаев глобализация приобретает форму экспансии какой-то национальной культуры. Глобальный товар пользуется успехом во всем мире потому, что ассоциируется с определенной страной, имеющей в определенной области высокий имидж. Например, Франция является общепризнанным лидером в области парфюмерии и моды. В других случаях в основе глобализации лежит высокое качество товаров и обслуживания (гамбургеры из „Макдональдса”, компьютеры IBM, копировальная техника фирмы „Ксерокс”).
Глобализация потребления развивается и благодаря повышению мобильности населения: все больше людей путешествуют как с деловыми целями, так и для отдыха. Многие из них сталкиваются с проблемой выбора товаров и услуг (питание, гостиницы, сигареты, лекарства). Люди, заинтересованы в быстром и гарантированном удовлетворении своих потребностей, часто не знают, что скрывается за тем или иным названием местной продукции (уровень цен, качество) и хотят получить ожидаемое.
Глобальное производство и сбыт формируют глобального потребителя, который во всех странах предпочитает одно и то же. В реальных людях проявляются, усиливаются черты этого идеального типа потребителя - в одних в большей степени, в других - в меньшей. Сейчас все более заметна тенденция к сближению типа глобального потребителя со среднестатистическим потребителем мира.
Формирующаяся система глобальной информации выявляет потребности потребности и интересы, общие для жителей всех стран. В свою очередь „глобальные потребности ведут к появлению глобальных продуктов” [20]. Это проявляется в стандартизации товаров и унификации торговых марок.
К числу товаров, которые приобретают характер глобальных, можно отнести автомобили, бытовую технику, компьютеры, косметику, одежду и ряд других товаров. Таким образом, в основе стратегии глобальной стандартизации, или глобализации, лежит несколько исходных предпосылок:
потребности и интересы потребителей всего мира становятся более однородными;
люди готовы отказаться от некоторых своих предпочтений по ряду характеристик товара, его функций, дизайна для более низких цен и более высокого качества;
работа на глобальном рынке дает фирмам существенную экономию на издержках.
Ограниченность тенденции к глобализации потребления. Наряду со сторонниками глобализации, видящих в ней главную перспективу для мировой экономики, существуют и ее противники. Антиглобалисты, признавая наличие тенденции к глобализации, в то же время отмечают наличие многочисленных барьеров на пути стандартизации товаров и видят перспективу в адаптации продуктов к особенностям каждого рынка. На сегодняшний день, во многих странах прослеживается нарастание различий в поведении разных групп потребителей. Таким образом, тенденции глобализации потребления противостоит тенденция к фрагментации потребления.
Например, только в США исследователями выявлено наличие 9 групп ценностей, вокруг которых сформировались разные стили жизни. Также в Украине объективно существуют определенные различия в потребительском поведении между регионами страны.
Этнический фактор потребления. В ХХ веке в СССР, Западной Европе и Северной Америке бурными темпами шел процесс индустриализации, которому сопутствовала урбанизация, массовая миграция населения, что приводило к его смешению, образованию этнически пестрых городов. Это тенденция к ассимиляции воспринималась как признак прогресса, как интенсивное слияние этносов в многонациональные общности.
Но последние исследования показывают, что в настоящее время наряду с тенденцией к ассимиляции четко проявляется и противоположная тенденция к сохранению, возрождению этнической культуры. Во многих странах Европы (Германия, Франция, Италия) стала заметна активизация национальных движений. Сейчас США все чаще описываются уже не как “плавильный котел”, а как „многослойный пирог” или „культурная мозаика”.
Эта тенденция к сохранению и развитию этнической обособленности нашла отражение и в потреблении. В нем все четче заметно стремление части населения демонстрировать в потреблении свою этническую принадлежность, в том числе и возрождая атрибуты традиционной культуры.
Наступление эпохи постфордизма, гибких технологий, позволяющих выпускать продукцию мелкими партиями без ущерба для цены, материально подкрепило тенденцию ухода от стирающего этнические границы массового потребления. Во многих странах стал развиваться бизнес, связанный с культивированием у потребителей склонности к символам этнической принадлежности (национальная пища, элементы традиционной одежды, ремесленные изделия). Причем эта тенденция будет усиливаться и роль этнического фактора в потреблении также будет возрастать.
Для маркетологов этническая пестрота означает формирование этнической сегментации рынка. Каждая этническая группа выступает как особый сегмент, предъявляющий специфический спрос, удовлетворение которого может приносить прибыль.
В основе механизма этнической сегментации лежат две основные группы факторов. Во-первых, особенности существования этноса накладывают отпечаток на его стиль и масштабы потребления.
Во-вторых, стиль потребления может выступать в качестве символа, позволяющего подчеркнуть свою этническую принадлежность. В этом случае этнические различия в потреблении являются результатом особого состояния общественного сознания. Тенденция к подчеркиванию своей этнической принадлежности в потреблении часто прослеживается в ситуации этнических конфликтов, напряженности в межэтнических отношениях. При этом напряженность проявляется в стиле потребления. Замечено, что если этническая группа чувствует угрозу ассимиляции и стремится ей противостоять, то при этом подчеркивает свое этническое своеобразие через специфику потребления.
- Имени Михаила Туган-Барановского
- Донецк 2011 содержание
- Тема 1. Инновационные идеи
- Основы товарной инновационной политики.
- Основы товарной инновационной политики
- Генерация идей новых товаров
- Методики генерации идей
- Перечисление признаков.
- Принудительное сочетание.
- Морфологический анализ.
- Рефрейминг.
- Метод провокаций.
- Определение проблем потребителей.
- Метод инверсии.
- Синектика.
- Метод сочетания несочетаемого.
- Латеральное мышление.
- Метод scamper.
- Такой анализ дает массу идей для модификации существующих и создания новых продуктов.
- Генерированные идеи следует оценить и выбрать из них наиболее оптимальные для деятельности фирмы. Этот этап получил название отбор (селекция) идей.
- Система измерения инноваций
- Референтные группы в системе инноваций
- Тема 2. Разработка нового товара
- Сущность и критерии нового товара.
- Разработка концепции нового товара.
- Концепция тqм.
- Сущность и критерии нового товара
- Разработка концепции нового товара
- Приемы разработки концепции новых товаров
- Анализ конкурентных преимуществ новых товаров
- Как удержать достигнутые конкурентные преимущества?
- 1. Твори добро
- 2. Напишите мантру
- 3. Беритесь за дело
- 4. Сформулируйте бизнес-модель
- 5. Не распыляйтесь
- 6. Определите нишу
- 7. Презентации 10-20-30
- 8. Нанимайте одержимых людей
- 9. Преодолейте барьер выхода на рынок
- 10. Пробейтесь через облака
- 11. Не слушайте «советчиков»
- Концепция тqм
- Тема 3. Рынок инноваций
- Будущее маркетинга
- Стратегические подходы: стратегия “голубого океана” и стратегия “алого океана”
- Особенности рынка инноваций
- Ценовая политика на рынке инноваций
- IV. Факторы характеристики товара.
- Сегментация рынка инноваций
- Позиционирование инновационных товаров
- Определение текущей позиции.
- Выбор желаемой позиции.
- Разработка стратегии для достижения желаемой позиции.
- Разработка бренда инновационного товара
- Life-placement - новый метод продвижения товаров-новинок
- Тема 4. Особенности потребительского поведения
- Особенности восприятия нового товара.
- Рациональное потребительское поведение
- 1.2. Традиционное поведение потребителя.
- 1. 3. Спорадическое („случайное”) поведение.
- 1. 4. Инструментальное поведение.
- 1.5. Ценностно-ориентированное потребление (или статусное потребление).
- Иррациональное потребительское поведение
- Эволюция взглядов на потребительское поведение
- Анализ потребительских преимуществ инновационных товаров
- Глобализация потребления: причины, тенденции, ограничения
- Тема 5. Товарная политика в интернете
- Особенности товарной политики в Интернете
- Наконец, все более значимым становится исход миллионов людей в виртуальные вселенные и одновременно — экспансия виртуальных экономик в реальные миры.
- Составляющие товарной политики в Интернете
- Влияние Интернета на товарную политику
- Развитие финансовых услуг в Интернете
- Проблемы и перспективы товарной политики в Интернете
- Литература