Матрица «рост-доля рынка»
Метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой, позволяет классифицировать рассматриваемый рынок по двум независимым измерениям: привлекательность базового рынка и конкурентная сила предприятия (Рисунок 2 .13).
Рисунок 2.13. Матрица «рост-доля рынка»
Для любой позиции в ассортименте можно найти место в матрице. Масштабы этой деятельности могут быть обозначены кругом с площадью, пропорциональной выручке.
Дойные коровы (медленный рост / высокая доля): товары способные, в принципе, дать больше денег, чем требуется для поддержания их доли рынка. Являются источником финансовых средств для развития, диверсификации или исследований. Приоритетная цель – «сбор урожая».
Собаки (медленный рост / малая доля): самая неприятная позиция на рынке. Обычно находится в невыгодном положении по издержкам, и поэтому имеют мало надежды на увеличение доли рынка, тем более, что рыночная борьба в основном завершена. Сохранение таких товаров обычно ведет к значительным финансовым расходам при небольших шансах на улучшение. Приоритетная стратегия – деинвестирование и, в любом случае, скромное существование.
Трудные дети (быстрый рост / малая доля): товары этой группы требуют значительных средств на поддержание роста. Хотя и в менее выгодном положении чем лидер, они все же имеют шансы на успех, поскольку рынок еще расширяется. Если не оказать этим товарам финансовой поддержки, они будут эволюционировать к «собакам». Поэтому здесь существует альтернатива: увеличить долю рынка или деинвестировать.
Звезды (быстрый рост / высокая доля): товары-лидеры на быстро растущем рынке. Также требуют значительных средств для поддержания роста. Однако, благодаря своей конкурентоспособности, дают значительные прибыли. По мере созревания рынка сменяют предыдущих «дойных коров».
Анализ с использованием матрицы «рост-доля рынка» (Рисунок 2 .14) позволяет сделать следующие выводы:
-
Положение внутри матрицы подсказывает возможную стратегию: для «звезд» – сохранение лидерства, для «собак» – уход с рынка или низкая активность, для «трудных детей» – инвестирование и избирательное развитие, для «дойных коров» – получение максимальной прибыли,
-
Положение в матрице позволяет оценить степень необходимости инвестиций в товар и потенциал его рентабельности. Прибыль является функцией конкурентной позиции, денежные потребности обычно определяются фазой жизненного цикла, т.е. степенью зрелости базового рынка,
-
По распределению объемов продаж по квадратам можно оценить близость к равновесию портфеля направлений деятельности или товаров. В идеале портфель должен состоять из группы товаров, способных давать свободные денежные средства, и товаров, способных обеспечить долгосрочные интересы предприятия.
Рисунок 2.14. Пример использования матрицы «рост-доля рынка»
-
Содержание
- 1. Аналитическая часть 6
- 2. Научно-методическая часть 36
- 2.2.2. Портрет бизнеса предприятия 37
- 3. Разработка и обоснование предложений 66
- Введение
- Аналитическая часть
- Экономические особенности предмета отрасли
- Л екарство как рыночная товарная категория
- Конкурентоспособность лекарственных средств
- Описание компании
- Компания «Стелла Фармакон»
- Описание товара/услуги
- Конкуренты
- Анализ финансовых коэффициентов
- Финансовые отчеты фирмы Балансовый отчет зао «Стелла Фармакон» на 31.12.2001 (в млн. Долл.)
- Отчет о прибылях и убытках зао «Стелла Фармакон» за 2001 год (в млн. Долл.)
- Показатели ликвидности и краткосрочной платежеспособности
- Отношение чистого оборотного капитала к суммарным активам.
- Коэффициент текущей платежеспособности.
- Коэффициент срочной (критической) ликвидности.
- Коэффициент наличности.
- Коэффициент покрытия периодических выплат.
- Средний период сбора дебиторской задолженности.
- Коэффициент оборота дебиторской задолженности.
- Показатель оборота материальных запасов.
- Показатели эффективности использования активов
- Показатель полного оборота фондов.
- Показатель оборачиваемости оборотного капитала.
- Показатель оборачиваемости чистого оборотного капитала.
- Показатель оборачиваемости основного капитала.
- Отдача на фонды (активы) предприятия.
- Отдача на инвестированный (акционерный и долгосрочный) капитал.
- Отдача на собственный капитал.
- Показатели рентабельности
- Норма валовой прибыли.
- Норма операционной прибыли.
- Норма чистой прибыли.
- Показатели долгосрочной платежеспособности
- Доля заемного капитала в общей сумме средств.
- Доля собственного капитала в общей сумме средств.
- Финансовый рычаг.
- Отношение заемного капитала к собственному капиталу.
- Доля долгосрочного долга в инвестированном капитале.
- Коэффициент покрытия процентов.
- Сводная таблица финансовых коэффициентов
- Научно-методическая часть
- Управление ассортиментом с позиции рынка
- Какой товар (какую услугу) производит предприятие?
- Какие товары выгодны и продаются лучше?
- Возможно ли расширить рынок сбыта тех товаров, которые приносят наибольшую выгоду предприятию?
- Портрет бизнеса предприятия
- Определение всех видов деятельности предприятия
- Портрет бизнеса предприятия
- Оценка ассортимента с финансовой точки зрения
- Спрос на рынке
- Поступление информации о потребителях
- Классификация методов прогнозирования спроса
- Приемы анализа портфеля продукции
- Роль маркетинга на предприятии
- Анализ портфеля продукции
- Выбор целевого сегмента
- Позиционирование
- Два подхода к поведению на рынке
- Поле стратегий конкурентной борьбы
- Виды стратегий конкурентной борьбы
- Методы определения цен
- Матрица «рост-доля рынка»
- Взаимное влияние позиций ассортимента
- Поиск новых рынков и каналов сбыта
- Способы увеличения объема реализации
- Поиск новых рынков
- Канал сбыта продукции
- Посредники
- Поиск потенциальных клиентов
- База данных
- Средства маркетинга
- Информация о поставщиках для клиента
- Реклама
- Продвижение товара
- Личные продажи
- Пропаганда
- Эффективность маркетинговых каналов
- Сбор информации о потребителях
- Анализ потребителей
- Исследование потребителей
- Гипотеза исследования покупателей
- Способы организации работы
- Проверка гипотезы
- Информация отдела маркетинга для финансовых служб
- Разработка и обоснование предложений
- Реструктуризация долга по товарным кредитам
- Возврат ушедших клиентов
- Система планирования закупок и распределения товаров
- Заключение
- Литература