logo search
Агрессия-2

Классификация агрессивных действий Басса

Прямая

Непрямая

ФИЗИЧЕСКАЯ

активная

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

пассивная

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

Отказ от выполнения необходимых задач.

ВЕРБАЛЬНАЯ

активная

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

пассивная

Отказ разговаривать с другим человеком.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

1. Врожденным побуждениям и задаткам;

2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. Познавательным и эмоциональным процессам;

4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Анализируя всё вышесказанное, нужно выделить наиболее важные моменты:

Существуют разные виды и формы агрессии, но для детей наиболее характерны 2 формы проявления агрессии: обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Агрессия может быть как мирной (легкая раздражительность), так и враждебной.

Уровень агрессивности напрямую зависит от темперамента, эмоционального состояния и способности к сублимации.

Агрессивность может выражаться вербально или физически, быть прямой или косвенной.

Таким образом, можно заключить, что благодаря разнообразию видов и форм, агрессивность не всегда можно определить на глаз, и в таких случаях нужно проводить диагностирование с помощью различных методик на выявление как явной, так и скрытой агрессивности.