logo search
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

4.4. Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов

Основным критерием конкурентоспособности товаров, в том числе пищевых продуктов, служит степень удовлетворения ими реальных потребнос­тей, что и обусловливает разную привлекательность това­ров-конкурентов для потребителей. Для оценки конкурентоспособности использу­ются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические. Классификация этих критериев показана на рис. 2.

Рис. 2. Классификация критериев конкурентоспособности

Потребительские критерии конкурентоспособности оп­ределяют потребительскую ценность, или полезность, това­ров и представлены двумя основополагающими характерис­тиками: качеством и ассортиментом. Среди потребительских критериев особое место зани­мает качество товаров, которое тесно связано с другим критерием конкурентоспособности – ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяют­ся для целей идентификации ассортиментной характеристи­ки товаров. К числу таких показателей относятся органолеп­тические показатели (внешний вид), а для пищевых про­дуктов – вкус и запах, иногда – консистенция и/или внут­реннее строение. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанав­ливается по функциональному назначению.

Важнейшим экономическим критерием конкурентос­пособности товаров является цена.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назна­чения и создает потребительские предпочтения для изго­товителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования (например, пище­вых продуктов, готовых к потреблению; табачных изделий и т. п.), а также услуг.

Цена потребления как критерий конкурентоспособнос­ти в меньшей мере присуща продуктам питания невысокой степени готовности, предназначенным для кулинарной обработки и по­луфабрикатам. Цена потребления таких товаров наряду с ре­ализационной ценой определяется затратами на доведение их до полной готовности для потребления, включая отходы, образующиеся при технологическом процессе (например, уда­ление несъедобных частей продукта).

К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количествен­ных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени прода­жи (сезонные распродажи), стабильности приобретения то­варов (скидки для постоянных покупателей) и других крите­риев.