logo search
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

5.3. Особенности каналов распределения и сбыта продуктов питания

Канал распределения – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар на их пути от производителя к потребителю.

Часто используемые каналы реализации пищевой продукции показаны на рис. 3.

Рис. 3. Каналы реализации пищевой продукции

Наиболее простой канал реализации образуют предприятие и потребитель. Пищевое предприятие самостоятельно реализует свою продукцию. Это дает ему возможность сохранить контроль над продажами и получить дополнительную прибыль.

На практике часто пищевые предприятия продают продовольственные товары розничным торговцам, а не реализуют их непосредственно конечным потребителям. В этом случае предприятие использует канал первого уровня.

При втором варианте пищевые предприятия продают свою продукцию оптовикам, а те ее перепродают розничным торгов­цам. Предприятие в этом случае использует канал распределения второго уровня.

Наконец, пищевое предприятие использует канал распреде­ления третьего уровня, если между оптовиком и предприятием имеется посредник, в качестве которого выступает торговый агент или брокер. Однако этот вариант в пищевой промышленно­сти применяется редко.

Для достижения различных рынков предприятия могут ис­пользовать одновременно несколько каналов реализации. В ряде случаев даже для поставки одной и той же пищевой продукции на один и тот же рынок предприятие может использовать одновре­менно несколько каналов.