logo search
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

1.3. Классификация потребностей, удовлетворяемых пищевыми продуктами

В основном, пищевые продукты удовлетворяют большинство физиологических потребностей человека, то есть предназначенных для поддержания постоянства внутренней среды человека (гомеостаза). Эти потребности относятся к числу наиболее распространенных, но они присущи только индивидуальным потребителям. Потребители – организации не обладают физиологическими потребностями. Классификация физиологических потребностей:

- Энергетические потребности – потребности, обусловленные необходимостью поддержания в организме определенного баланса между поступлением и расходами энергии. Эти потребности удовлетворяются за счет продуктов питания, обладающих определенной калорийностью. Наилучшим образом энергетические потребности удовлетворяются пищевыми продуктами с высоким содержанием жиров или углеводов, а так же их комплексом. Примером таких продуктов могут служить растительные масла, животные жиры, кондитерские изделия и т. п.

- Пластические потребности – потребности организма в пластических ресурсах и веществах для их синтеза. Необходимость в пластических ресурсах обусловлена тем, что организм человека состоит из большого количества органических и неорганических веществ. Эти вещества подразделяются на две группы. К первой группе относятся вещества, из которых построены основные ткани организма (вода, белки, жиры и минеральные вещества). Вторая группа представлена веществами, которые необходимы для нормального функционирования основных систем человеческого организма.

- Потребность в воде – потребность, обусловленная необходимостью поддержания водного гомеостаза в организме. Средствами удовлетворения потребностей организма в воде служат пищевые продукты, жидкая фракция которых представлена водой.

- Потребность поддержания температурного гомеостаза – потребность, определяемая, необходимостью создания и поддержания температуры внутренней среды организма на уровне 36,8С. Именно такая температура является оптимальной для большинства процессов обмена веществ, происходящих в организме человека.

- Потребность в безопасности внутренней среды организма человека – потребность, вызванная необходимостью предотвращения ущерба, который может быть нанесен внутренней среде различными загрязнителями или вредными воздействиями.

Помимо физиологических потребностей, пищевые продукты могут удовлетворять и некоторые социальные потребности человека, то есть общественные потребности, связанные с жизнью и отношениями людей в обществе:

- Престижные потребности – потребности, направленные на создание и поддержание определенного статуса, правового положения, имиджа организации или потребителя, а также на установление или подтверждение принадлежности к определенной социальной среде.

- Технологические потребности – потребности, предназначенные для обеспечения производственных процессов необходимыми ресурсами. Эти потребности в наибольшей степени выражены у предприятий – изготовителей продукции или исполнителей услуг. В определенной мере они свойственны и другим типам потребителей – индивидуальным и управленцам.

Последний вид потребностей, которые могут быть удовлетворены пищевыми продуктами – это психические потребности, то есть возникающие на основе действия законов психической деятельности и относящиеся к внутренним факторам социального взаимодействия. Психические потребности направлены на создание и поддержание комфорта, удобства, а также на снижение чувства неудовлетворенности:

- Органолептические потребности – потребности, направленные на создание удовлетворенности за счет ощущений органами чувств человека. Эти восприятия очень индивидуальны и труднообъяснимы, так как находятся на уровне подсознания.

- Эстетические потребности – потребности, обусловленные желанием восприятия красоты и гармонии окружающего мира. Особенностью эстетических ощущений является их возвышенность, необычайность, что рождает у человека состояние душевного подъема, эйфории.