logo search
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

3.2. Особенности организационной структуры, управления

Предприятиям пищевой промышленности присущ ряд особенностей, которые определяют их производственную структуру:

- сезонность производства в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, а, следовательно, сезонность использования в них рабочей силы и неравномерная загрузка основных производственных фондов на протяжении года;

- высокий уровень материалоемкости производимой продукции;

- специфический характер производства в ряде отраслей, что проявляется в значительных объемах производства продукции, которая быстро портится и требует сжатых сроков хранения и реализации;

- материально-техническая база отраслей пищевой промышленности, что обусловливает необходимость ее насыщения современной техникой, прогрессивными технологиями;

- направленность производства на непосредственного потребителя, что делает пищевую промышленность наиболее восприимчивой к внедрению рыночных отношений, влияющих на организационную структуру;

- необходимость внедрения новых продуктов питания с преодолением различных организационных барьеров, возникающих в процессе дифференциации и диверсификации отрасли;

- высокие квалификационные навыки и умения, предъявляемые к работникам.

Перечисленные особенности могут учитываться на функциональном уровне, однако, возникающие при этом проблемы требуют своего разрешения. Сегодня можно выделить следующие проблемы в управлении предприятиями пищевой промышленности: отсутствие четкой системы управления (четкого распределения обязанностей и ответственности); отсутствие стратегических планов предприятия и его подразделений; отсутствие кадровой политики; отсутствие четких связей между подразделениями; отсутствие маркетинга на предприятии; нет контроля над выполняемой работой.

Вариантов решения данных проблем с организационной точки зрения может быть несколько:

- структурное подчинение отдела маркетинга руководителю организации наряду с финансовым, коммерческим директорами и директором по производству; служба управления персоналом является штабной по отношению к отделу общего руководства организации. Такая структура приемлема в пищевых организациях на начальных этапах развития, когда руководство четко не определило статус директора по маркетингу (отсутствует подразделение ценообразования, НИОКР, рекламный отдел как функциональные подразделения отдела маркетинга);

- при немногочисленности персонала в организации выполнение маркетинговых функций может быть поручено конкретному специалисту (к примеру, отдела сбыта), при этом не организовывается специальное подразделение, хотя состав функций в отделе сбыта расширяется.

Следует отметить, что принцип централизации пищевого предприятия может быть нарушен при продуктовом типе построения организационной структуры; в дальнейшем внутренние организационные подразделения усложняются в результате дифференциации или диверсификации управленческих структур. Наиболее характерным примером является выделение промежуточных подразделений в отделах производства, маркетинга (отдел сбыта), управления персоналом (обучения кадров) и др.

При сохранении в качестве основы линейно-функциональной организации сокращены в настоящее время конструкторские и технические отделы, некоторые обслуживающие подразделения; усиливается роль маркетинговых и коммерческих отделов. На многих предприятиях возникают службы маркетинга, которые занимаются преимущественно рекламой и сбытом готовой продукции и оказывают все более сильное воздействие на производство. Однако при всех изменениях на некоторых пищевых предприятиях сохраняется традиционная схема распределения полномочий и ответственности.