logo search
Учебники / Шадрин Отраслевой маркетинг

4.1. Характеристика конкурентной среды на рынке пищевой продукции

В XXI веке приоритетным фактором в обеспечении конкурентоспособности пищевой продукции остается не только безопасность, гарантируемая сегодня государством в соответствии с новой концепцией технического регулирования, но и конкурентоспособное качество. С учетом жесткой конкуренции на российском агропродовольственном рынке, повышение качества и безопасности становится императивом стратегии развития пищевой промышленности. Шире и активней стали применяться защитные меры отечественных товаропроизводителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов. Поэтому главным направлением развития в области пищевой промышленности становится усиление конкурентных преимуществ по сравнению с зарубежной продукцией на внутреннем и внешнем рынках, а также ускорение темпов роста производства основных видов продовольственных товаров.

Большое внимание в отраслях уделяется улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных технологий, освоению новейших методов и видов упаковки. Эти меры позволяют завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Сегодня из России экспортируется мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнечное, папиросы и сигареты, водка и другие товары.

Рынки продукции пищевой промышленности имеют отчетливо выраженную региональную специфику, так как большая часть потребляемых продовольственных товаров производится предприятиями региона. В большинстве случаев эти предприятия являются локальными монополистами, как в районном, так и в региональном масштабе. У производителей товаров ежедневного потребления (хлеба, молока и др. продуктов) всегда остается почти гарантированный объем сбыта. Соответственно, эти сегменты рынка являются наименее рискованными. К группе низкого риска можно отнести также и предприятия, входящие в состав федеральных или международных холдингов — их производственные и сбытовые риски могут быть перераспределены управляющей компанией. А вот всех остальных, вполне вероятно, в будущем ждут потери из-за все усиливающейся конкуренции на рынке.

Характеристики конкурентной среды продовольственного рынка в целом:

- рост реальных доходов населения, повлекший за собой изменение структуры спроса на продовольствие (переориентация потребителей на продукцию более высокого качества и большей глубины переработки);

- ужесточение конкуренции на большинстве продовольственных рынков, нарастание интенсивности консолидационных процессов во многих подотраслях пищевой промышленности;

- невысокий уровень рентабельности большей части пищевой продукции (в целом по отрасли – не более 10 %); жесткая зависимость прибыльности производства продукции и добавленной стоимости от степени переработки сырья;

- рост импорта продовольствия вследствие укрепления рубля, роста реальных доходов населения и недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров.

В целом рынок продукции пищевой промышленности обладает значительным потенциалом роста вследствие недоиспользования производственных мощностей и отставания фактического потребления продовольствия от рациональных научно обоснованных норм.